Юлия Вострокнутова

Бабья книга,

или Морфология волшебной сказки

Знаете ли вы, что такое дамский роман? Это произведение, написанное женщиной о женщине для женщины. Роман такого рода имеет одно удивительное свойство – почти всегда он представляет собой потрясающую, умопомрачительную, роскошнейшую чушь. И это отнюдь не по вине авторов – просто сам жанр «волшебной сказки» диктует и набор сюжетов, и список характеров, и перечень положений.

Прежде всего, ответим на вопрос: чего хотят женщины? Чаще всего – любви, которой им обычно так не хватает в жизни. В дамских романах любви – море разливанное. Подчас ее даже переизбыток. Любовь лезет из всех щелей, настойчиво и беспощадно. Она возникает там, где ее просто быть не должно, и, подобно эпидемии тифа, подчистую выкашивает население произведения. Куда там Стивену Кингу с его нестрашными кошмарами… такого ужаса даже ему не придумать.

Подвиды дамских романов

- Взрослый детский – невинный, ориентированный на сюсюканье и «сентиментальные чувства», избегающий конкретных описаний и пользующийся завуалированными намеками и иносказаниями.

- Взрослый подробный – вдвое забавнее первой категории. Пишется под лозунгом «Нет предела человеческому изврату!». Авторы из кожи вон лезут, чтобы не называть медицинский термин, а обозначить его каким-нибудь эпитетом или символом – лингвистическая эквилибристика писателей в этом тонком деле достигает порой головокружительного мастерства. Подвид рекомендуется гуманитариям для расширения словарного синонимического запаса.

Героиня

Как правило, молода (допускается возраст от 14 лет – некоторые плоды рано вызревают). Если роман печатается «с продолжениями», то может быть и не молода, вплоть до предпенсионных пятидесяти лет; наличие детей и внуков ничуть не мешает ей сражать наповал армии поклонников – напротив, и героиня, и автор с этому периоду как будто только входят во вкус и тому этак к четвертому ставят дело на поистине широкую ногу.

Как правило, красива. Условие, впрочем, необязательное – легкое косоглазие, рябоватость, хромота и горбик, по уверению сочинительниц, придают персонажу приятную пикантность.

Как правило, бедна. Обстоятельство немаловажное, необходимое для завязки сюжета; иногда просто вводится для того, чтобы подчеркнуть благородство героя, взявшего за себя бесприданницу; иногда – для того, чтобы счастливый конец был еще счастливее оттого, что героиня в итоге становится богатой и процветающей дамой.

Как правило, с младенчества усвоила кодекс светских манер, с которыми достойно может участвовать в раутах на высшем уровне вплоть до королевского приема. Потрясающее благородство ухваток имеется даже в том случае, если героиня прожила до 25 лет на глухой ферме в Центральной Африке, не видя нормального человеческого лица. Обычно автор ловко выворачивается из затруднения, отдавая героине в няньки бывшую маркизу, бежавшую от Французской революции, или в конюхи - спившегося русского князя, которые от нечем заняться натаскивают ее на этикет.

Как правило, обладает скверным характером: строптива, криклива, дерзка, неосторожна, нарывиста на неприятности, драчлива, любопытна и болтлива. Обожает делать так, как вздумается, даже во вред себе. Согласиться в чем-либо с родителями считает предательством светлых идеалов свободы личности. Отличается редкими для женщины талантами и склонностями: ездить верхом вез седла, стрелять, фехтовать, знать алгебру. Готовить, шить и воспитывать детей не способна патологически.

Как правило, производит фурор в местном обществе посредством какой-либо выходки: спасет утопающего наследника знатного рода, остановит на скаку взбесившуюся лошадь, потушит пожар в поместье, задержит грабителя, нагрубит старой богатой тетушке-мегере героя. Таким ловким ходом конем сразу делается притчей во языцех с ореолом романтической таинственности, на который немедленно должны слететься герой, его папаша, полковой лучший друг и половина завидных женихов страны.

Герой

Как правило, смазлив. Однако может, как и героиня, быть увечным или запаршивевшим – но никогда вместе с героиней: или один урод, или другой.

Может быть со странностями: молчалив, замкнут, неадекватен. Хорошо, если у него слава Синей Бороды или чернокнижника.

Как правило, благороден. Во всех смыслах – может похвастаться древностью рода и безукоризненностью жизненных принципов, папой-лордом и старинным замком.

Как правило, время от времени ведет себя как отпетая сволочь, устраивает героине сцены ревности и даже слегка бросает ее у самого алтаря за минуту до бракосочетания. Тем самым набивает себе цену втрое против рыночной и заодно позволяет автору написать второй том, описывающий его скитания, страдания и запой, периодические визиты в бордель и попытки суицида.

Как правило, в перспективе богат: без всякий видимых усилий с его стороны к концу книги заполучает большое состояние, даже если в начале волею судеб побирался по подворотням.

Хронотоп.

От начала средних веков до конца викторианской эпохи. Античность в качестве плацдарма военных действий авторов отчего-то не привлекает: то ли потому, что и без того неплохо литературно освещена, то ли любовь на берегах Средиземного моря кажется неромантичной. Есть, правда, и романы о современной жизни, но по содержанию они несколько жидковаты и внимания не заслуживают.

Восточные мотивы (наверняка отголосок еще «Анжелики») успешно конкурируют с викторианскими. Гаремы, верблюды и евнухи притягательны для европейских женщин экзотикой и жаркими «ненашими» страстями.

Завязка.

Героиня бежит из дому от навязанного ей родителями брака с ненавистным, но неприлично состоятельным мужчиной. При этом жених может быть не стар, привлекателен и добр. Даже если героине он немного симпатичен, она все равно убежит – принцип важнее. В дальнейшем героиня может встретить жениха снова (уже в роли героя), или встретить его брата/сына/близнеца/злейшего врага.

Героиня в затруднительном материальном положении и отправляется на поиски денежных средств. По дороге ее с вероятностью в 99% примут за гулящую девку, похитят и предоставят в пользование герою. Герой, однако, с вероятностью в 75% (женщины-авторы, увы, совсем не знают реальной жизни) ее не тронет, а обогрев, накормив и дав денег, попросит принять участие в какой-нибудь авантюре с переодеваниями – например, с целью представить героиню как свою невесту тетушке, дабы героиня своим поведением раз навсегда отвратила тетушку от вздорных идей, что племяннику надо жениться.

Героиня теряет родителей или разоряется, поэтому вынуждена искать работу. Поступив в компаньонки или гувернантки в благородный дом, встречает героя и выходит за него замуж.

Героиню крадут враги ее семьи, прячут в притоне, но герой совершенно случайно спасает ее, выиграв в карты.

Героиню продают в рабство турецкому султану с предварительным обучением премудростям восточной любви. Героиня (невинная, между прочим, девушка) все быстро схватывает и много чего еще добавляет от себя, становится «любимой женой» со всеми вытекающими последствиями.

Прочее.

Ошибки в личностях и адресах

Ненависть между героями

Родичи героев, которые мешают воссоединиться

В конце – обязательно замужество. Можно за нескольких мужчин по порядку

Обязательно описывается роскошное платье героини на каком-нибудь королевском балу. Именно благодаря платью (а если быть точными, то декольте в этом наряде) герой замечает героиню, теряет голову, делает предложение и тащит в постель.

См. Н. Тэффи «Французский роман»

Обсуждаем на форуме