Юлия Вострокнутова

«В августе 44-го…»

Реж. М. Пташук. В ролях: Евгений Миронов — капитан Алёхин, Владислав Галкин — старший лейтенант Таманцев, Юрий Колокольников — лейтенант Блинов. Белоруссия-Россия, 2000 г.

События происходят, как следует из названия, в августе 1944 года. На территории освобожденной Белоруссии в тылу советских войск действуют германские агенты, снабженные радиостанцией, регулярно отправляя в эфир шифровки. Советское командование понимает, что немецкая армия готовит операцию, которую надо остановить во что бы то ни стало.

Трое советских контрразведчиков из СМЕРШа во главе с капитаном Алёхиным пытаются разыскать диверсионную группу – на счету каждый час. В самый последний момент им удается захватить немецких диверсантов.

Этот фильм был одним из первых представителей «новой военной волны», когда память о Великой Победе еще не успели сделать медийным товаром и объектом квасного патриотизма. Это потом появятся различные вариации «борьбы с фашизмом», сериалы и даже пародийные комедии. Пока что есть только хорошо написанная книга и хорошо снятая картина.

Несомненное достоинство фильма – в скрупулезной дословности, которая так явно отличает тщательные советские экранизации от теперешних наскоро адаптированных сценариев. Где те времена, когда фильмы, снятые по литературным произведениям, можно было смотреть вместо чтения книги, при этом ничего не теряя ни в смысле, ни в фактической достоверности, ни в художественной выразительности?

Сам роман Владимира Богомолова «В августе 44-го» несколько суховат, больше похож на военную хронику и для большей «достоверности» разбивается различными документами, шифровками и оперативными донесениями, а когда дело доходит до многоумных размышлений капитана Алехина, вычисляющего ситуацию на десять шагов вперед, иной раз приходится трудновато. В этой точки зрения фильм выигрывает – он более динамичный, прекрасно передает то ощущение погони, охоты, выслеживания, на котором, собственно, и строится сюжет. Прекрасный контраст создает сочетание уже почти мирного солнечного лета, шелестящей листвы, рощ и полей и знания, что где-то среди августа притаился коварный и крайне опасный враг, что можно в любой момент ожидать удара в спину. На протяжении всего повествования сохраняется натянутое состояние «вот-вот»: вот-вот поймают немецкого агента «Матильду», вот он только что прошел по поляне и даже оставил след, вот он завернул за угол… И каждый раз какая-нибудь досадная помеха заставляет группу СМЕРШа начинать все сначала.

Обсуждаем на форуме