Юлия Вострокнутова

Цвет волшебства

Пратчетта трудно экранизировать. Его книги – это слова, а не картинки. Пратчетт как никто другой умеет вывернуть слово наизнанку и поставить буквы в нем с ног на голову. Идеи его романов всегда бредовы – однако не более бредовы, чем окружающий нас мир. Просто Пратчетт умеет сделать эту «бредовость» более выпуклой, заметной, красочной.

Вот, например, перед нами хитроумный прибор под названием иконограф:

«Ринсвинд опустился на одно колено, чтобы лучше разместить всех на картинке, и нажал на волшебный рычажок.

– Ни фига не выйдет. У меня кончилась розовая краска, – произнесла вдруг коробка.

Перед глазами Ринсвинда распахнулась незамеченная им прежде дверка. Оттуда высунулась маленькая, зеленая, покрытая ужасающими бородавками человекообразная фигурка, ткнула когтем в заляпанную красками палитру, зажатую в лапе, и принялась орать.

– Нету розового! Видишь? – верещал гомункулус. – И чего толку жать на рычажок, когда розовой краски нет? А коли тебе хотелось розового, нечего было делать те картинки с молодыми дамами! Все, приятель, переходим на черно белый цвет. Усек?

– Усек. А то как же. Отчего ж не перейти? – согласился Ринсвинд.

Ему показалось, что он разглядел в одном из темных уголков коробки мольберт и крошечную неубранную постель. Ринсвинд понадеялся, что это ему только показалось.

– Ну раз ты все усек, тады пока, – огрызнулся уродец и хлопнул дверью.

Ринсвинду померещилось приглушенное ворчание и скрип передвигаемого по полу стула».

Волшебное устройство, не так ли? Не так. Обычный фотоаппарат – но в фэнтези-исполнении.

А теперь представьте, что все эти слова обретут вид, цвет и способность двигаться на экране…

По сути, в фильме «Цвет волшебства» не один роман, а два – история приключений первого туриста Плоского мира занимает еще и том «Безумная звезда». Однако, в отличие от «Санта-Хрякуса», который получился путанным и затянутым, его вполне можно смотреть людям непосвященным - в качестве пародии на набившую всем фантастолюбам героическую фэнтези.

Пратчетт безжалостно использует в своем произведении все фантазийные штампы, не милуя ни одного и сминая их в металлолом. Приключений в «Цвете волшебства» хватает – героям то и дело приходится встречаться лицом к лицу со Смертью (буквально, ибо Смерть у Пратчетта такой же полноправный персонаж, как и другие), спасать мир и приносимых в жертву девственниц, а также действовать по мелочам и быть во все дырки затычкой. Герой-«маленький человек» и помогающий его становлению в процессе квеста маг… опа, а только квеста-то как раз никакого и нет – герои путешествуют не зачем-либо, а «просто так». А где вы видели в фэнтези, чтобы странствия предпринимались одного развлечения ради? А вот смотрите фильм, читайте книгу – и узнаете, что можно заглянуть в проклятый храм кровожадного бога лишь затем, чтобы сфотографироваться на память у его алтарей, или же найти свирепых драконов, чтобы на них покататься.

Галерея

Мудрый, добрый и могущественный волшебник Ринсвинд, спасающий мир, на самом деле – «вечный студент» и полная бездарность в области магии. Уникум в своем роде - состарившись за время обучения в Незримом Университете, он так и не овладел ни одним, даже простейшим заклинанием. Но, как и всякого, кому суждено спасти мир от большого коллапса, у Ринсвинда имеются пара скелетов в шкафу – оказывается, он не просто кто-то там, а бомба замедленного действия. Ибо в его голове живет убежавшее из Октаво (самой грандиозной магической книги Плоского мира) великое заклинание. И если оно будет произнесено Ринсвиндом вслух, то мало никому не покажется.

Герой-протагонист, он же Первый турист Плоского мира, он же святая простота, коротко - Двацветок. Запомните! Он – не растение, хотя имя здорово сбивает с толку. В нем мы замечаем милые сердцу старого толкиниста черты наивного малыша хоббита, а забавно обыгранная самая что ни на есть обыкновенная фамилия Цвайблюм – трюк вполне в духе Пратчетта. Сочетает в себе тип воспитывающегося в процессе повествования персонажа и наиболее стереотипические представления о «типичном американском туристе» - богатом, невежественном, бесцеремонном и беспомощном и идеальном объекте для облапошивания.

Сундук – пожалуй, самый милый и сумасшедший персонаж. Сделанный из волшебной древесины груши разумной, он обладает сотнями розовых резвых ножек и рядом незаменимых для туристического чемодана качеств: 1) способен следовать за хозяином хоть на край света и никогда не теряться; 2) умеет стирать и гладить положенное в него грязное белье; 3) бездонен за счет содержащегося внутри него таинственного n-ного измерения; 4) является маньяком-убийцей в отношении всех, кто проявляет хоть малейшую агрессию по отношению к его хозяину.

Смерть (или, как он сам предпочитает называть себя, антропоморфная персонификация) – любимый персонаж Пратчетта. Смертельно обаятелен, мертвецки хладнокровен и кладбищенски таинственен.

Обсуждаем на форуме