Андрей Коломицкий. Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют

2010, ebook

Широко распространено мнение, что никто не напишет о явлении лучше человека, находящегося вне его. Например, наиболее любопытные исследования по лингвистике зачастую принадлежат перу тех, для кого исследуемый язык – не родной (пример тому – культовый в филологических кругах четырехтомник этимологического словаря Фасмера). Обозначенную истину повторяет в своей работе А. Коломицкий «Голая правда об аниме, или Как нами манипулируют», взявшийся в 26-страничном исследовании раскрыть все причины популярности этого явления культуры. Что ж, краткость – сестра таланта. Однако первое, что смущает читателя буквально с первых строк, - неприкрытая предвзятость автора. Он честно признается, что принципиально не любит восточную анимацию, и тем самым опровергает изначальный тезис: незаинтересованный человек и впрямь может представить в исследовании полную и честную картину, но сможет ли сделать это человек далеко не беспристрастный?

Первый делом Коломицкий выделяет ряд тезисов, которые, по его мнению, определяют причины сумасшедшей любви к аниме. Однако нельзя ли отнести большую часть из них (наличие сверхидеи, чувственный позыв, подчеркнутая исключительность героев) не только к аниме, но и, скажем, к современному кинематографу вообще? Трудно поверить, что ту же Анджелину Джоли снимают в кино исключительно ради её талантливой игры.

И все же автор не голословен: к каждому из тезисов он приводит различные примеры, как текстового, так и иллюстративного плана. Так что если вы жаждете поглядеть на полуобнаженных красоток – вперед на штурм книги. Коломицкий предлагает довольно штампованные объяснения, используя всем известные имена Юнга и Фрейда, теорию комплексов и прочие «умные» слова. Впрочем, нельзя отрицать, что прописные истины где-то оказываются верными.

Ещё один жирный «минус» работы – недостаточность базы. Коломицкий берет в качестве материала аниме, предназначенные для подростковой аудитории, причем не самые лучшие представители жанра, игнорируя (либо просто не обратив внимания) на прочих представителей. Пройдясь по верхам, автор даже не задумался, что и, как в любом явлении, в аниме есть «попса» и «андеграунд», причем последнее представлено не единичными экземплярами, которые можно было бы и пропустить.

Работу Коломицкого можно было бы назвать хорошим исследованием массового явления любви к японской анимации, не будь его изыскания слишком поверхностны и предвзяты. Остается надеяться, что автор не посчитает тему исчерпанной, и мы увидим новое, дополненное и улучшенное, издание книги.

Марина Москвина. Тропою птиц

Эксмо, 2008. 720 с.

Совершать вояжи в азиатский регион стало модным не вчера и не сегодня. Как-никак просветиться можно только там, поднимаясь на самые высокие точки планеты, маясь от высокогорного воздуха и дискомфорта, но получая при этом ни с чем не сравнимы духовный опыт. Однако дневник-путеводитель Марины Москвиной приятно удивил почти полным отсутствием пафоса. Написан он легко и освещает все вопросы, которые могли бы заинтересовать среднестатистического туриста.

Остановка первая – Непал. Гималаи и Далай-Лама где-то высоко, в поднебесье. Европейскому туристу оказаться в таких условиях – это как на другой планете. Для Москвиной с мужем трудности начались ещё задолго до поездки, и поэтому совершилось путешествие вопреки обстоятельствам, но все-таки совершилось. Страна, до середины прошлого века увиденная только 50 иностранцами, покорилась . Москвина пишет легко, не заостряя внимание, но и не игнорируя трудности, с которыми пришлось столкнуться: местная флора и фауна, разумеется, не слишком дружелюбна. Создается впечатление, что из-за трудного пути многие цели остались недостигнутыми - физические неудобства, хроническая усталость сыграли свою роль.

И потому как глоток божественного нектара выглядит вторая часть этого толстого путеводителя, посвященная Японии. Эта страна, не менее привередливая в выборе лиц, которым дозволено увидеть сокровища этого государства (если вы один раз получили отказ в посольстве на посещение, можете забыть о Стране восходящего солнца все остальные попытки получить визу не увенчаются успехом), тем не менее, более приветлива к своим гостям. Нет здесь кровожадных пиявок, непроходимых дорог – все чисто, аккуратно и так же одухотворяет.

Ну и, наконец, Индия – третья часть путеводителя и, очевидно, апогей стремлений автора книги. Это становится ясно из вычисления хронологии путешествий – Индия была увидена писательницей и её мужем до Непала и Японии. Трудно поверить, как этот рай для ценителей экстремального отдыха может прийтись по душе среднестатистическому россиянину. Бабочки размером с птицу, клопы, пожирающие все на своем пути, недостроенный этаж в гостинице… И тем не менее автор счастлива. А почему – наверное, об этом лучше читать самим, проникаясь очарованием текста. Писательский опыт делает книгу лиричной, а некоторая легкость отношения к жизни скрашивает неприятные реалии. Не стоит принимать все написанное в путеводителе, как точную информацию, но как дневник путешествия, приключенческий роман, эта книга стоит того, чтобы её прочесть.