Екатерина Бурова

Ожившие истории

Ещё лет 20 назад слово «фанфикшен» вызвало бы недоумение даже у самого продвинутого знатока западных веяний. Спустя 10 лет то же слово стало если не родным, то хорошо знакомым и понятным. В наши же дни фанфик активно рвется в массы – причем происходит это не у костра или на кухне, а в пространстве масс-медиа.

Даже для самого неопытного юзера не составит труда отыскать в интернете сайт, посвященный любимому фильму или книге, а то и обожаемому персонажу.

Чего там только не найдешь! И любопытные факты, и скандальные новости, и продукты фантазии поклонников – в основном это фанфики, коллажи, рисунки, клипы. Учитывая непрекращающееся развитие индустрии фан-творчества, «джентльменский набор» пополняется новыми формами: от способа оформить страничку в социальной сети до полноценного кино. И все-таки на этом фоне выделяется другая новинка – аудиофанфики.

Вообще аудиокнига – вещь в последние годы наимоднейшая. Чего только не начитывают – и шедевры классики, и только что отпечатанные опусы, и специализированную литературу – на любой вкус и цвет, хотя далеко не все аудиокниги могут похвастаться высоким качеством записи и оформления, но встречаются случаи создания аудиокниг самими авторами или группой поклонников, однако это скорее исключение, нежели правило. Поэтому большую часть российского аудиокнижного рынка составляют на данный момент монотонные начитывания под невнятный шум на заднем плане.

Фандом - название неформальных (как правило) субкультурных сообществ, участники которых объединены каким-то единым интересом или хобби — пристрастием к определённому жанру в искусстве, писателю, актёру, спортсмену и так далее. Реже этим же словом определяют всю совокупность источников, относящихся к произведению или описанному в одном или нескольких произведениях альтернативному миру.

Фанфик (фик) - разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее. Другой вариант определения: фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.

Фикрайтер – автор фанфиков.

Аудиокни́га — художественное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актёром) или их группой и записанное на любой звуковой носитель.

Аудиокнига — разновидность радиоспектакля.

Разумеется, эта почти удручающая ситуация не могла не спровоцировать интерес к новому явлению, родившемуся в фан-среде, которая, что ни для кого не секрет, способна выдавать шедевры «на ура». Что ни говори, а некоторые фанфики по увлекательности сюжета и изяществу стиля способны легко переплюнуть тексты, написанные признанными авторами, а высокое качество клипов, выставляемых на конкурсы фандомов, может заставить маститых клипмейкеров кусать локти. Итак, чего можно ожидать от аудиокниг, записанных чтецами для боевых товарищей? Очевидно, оригинального подхода, кропотливой работы и неожиданного результата.

Как ни странно, гугл и яндекс становятся предельно лаконичными при попытке найти хоть что-нибудь об аудиофанфиках. Материал для знакомства предлагают англоязычные ресурсы, но по понятным причинам вряд ли они окажутся востребованы в русском фандоме. Поскольку «теоретическая база» (читай советы, требования) для аудиофанфиков ещё не разработаны, следует обратиться к «практике».

Первой «ласточкой» нового направления стали работы LimonQ, записанные для фандома Гарри Поттера (а конкретно – посвященные самому загадочному и противоречивому герою поттерианы – Северусу Снейпу).

Аудиофанфики LimonQ пользуются в сети большой популярностью, поэтому мы решили побеседовать с автором и получить ответы на самые животрепещущие вопросы о работе аудиофикрайтера.

- Что послужило стимулом для создания первого аудиофика?

Первый аудиофик я создала по своему же фику «Качели» — буквально через час после его выкладки в Интернет. Фик этот был рассчитан на то, чтобы его слушать под музыку - помню, очень меня вдохновила одна композиция, которая, собственно, и звучит в аудиоверсии.

Когда пошли первые отзывы к письменному варианту, я задумалась — а что если мне озвучить фик? Ведь многие, наверняка, и не включат музыку — поленятся, трафик, много разных причин. Да и я прекрасно понимала, что не так могут понять. Вот потому и взяла в руки наушники с микрофоном — и начала читать... Помню, версий было множество, перечитывала десятки раз, пытаясь убрать все выдающие мой непрофессионализм ляпы — от посторонних шумов до собственных ошибок в ударениях и произношении. Помню, смотрела даже специальные курсы для чтецов…

Снейджер – фанфики, посвященные отношениям пары Гермиона Грейнджер / Северус Снейп

Но все-таки надеюсь, что «первый блин» комом не оказался!

- Каково ощущать себя "первопроходцем" жанра?  Насколько трудно перестроиться с создания письменных произведений на  их начитывание для большой аудитории?

Ну, когда-то давно аудиофанфикшен уже пробовали применять к фандому — были сделаны первые версии, пробные, так сказать. К сожалению, я их не застала, а узнала задолго после начала своей «карьеры» в этом жанре. Почти никто о том не помнит, так что я в какой-то мере все-таки первопроходец — уж в снейджере точно!

Нисколько не трудно прошел этот перескок — писала я давно, да и аудиокниги слушать люблю. А тут так спонтанно вышло — буквально по наитию. И озвучивать в настоящее время мне нравится больше, чем писать :)

- Многие согласятся, что ваши работы не уступают, а часто и превосходят "профессиональные" аудиокниги. Поделитесь, как происходит процесс создания очередного аудиофика.

Могу согласиться с тем, что иногда превосходят, но не в плане профессиональности, а скорее эмоциональной подачи. Свои фики я всегда «прочувствываю» правильно — оно и понятно: родное, выстраданное, душевное.

Фики других авторов я никогда не читаю заранее — пропадет запал, интерес до того, как надо будет начитать. Я включаю аудиозапись и начинаю читать вслух. Не задумываясь о том, как и что хотел сказать автор, я читаю так, как хочется мне, а потом прослушиваю и анализирую — где что надо иначе.

Drama — романтическая история с печальным финалом.

Angst — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Выбор фика когда как — иногда я выбираю нечто неординарное, эпатажное, но чаще всего выбор падает на драмы и ангсты — это мой жанр, читаю его лучше всего.

Сам процесс аудиозаписи происходит в довольно обыденных условиях — в кресле перед мерцающим окошком браузера, в наушниках — музыка, а у губ — микрофон, в который совершенно нельзя дышать :)

Я всегда накладываю фоновую музыку и сам голос отдельно, чтобы лучше соотнести по звучанию.

- Важный элемент в создании аудиокниги, которым часто пренебрегают, - музыка. Как вы подбираете музыкальное сопровождение к фанфикам?

Музыка будет всегда! Она вечна!

Выбор происходит по-разному.

Как правило, я уже заранее предвижу, какую композицию использую — в своих фиках, коих большинство, однозначно. Те фики, которые пишутся априори по композиции — оно и ясно. Остальные — всплывают ассоциации, что-то услышанное, интуитивно даже.

С чужими работами, конечно, сложней, не всегда найдешь подходящую мелодию. Тогда по Интернету ведется неустанный поиск ТОГО САМОГО, что нужно, что хочется, чтобы было.

- Вы исполняете фанфики, написанные не только вами. Как протекает сотрудничество с другими авторами?

Ну, у меня существует так называемый «Стол заказов», где постоянные читатели могут попросить озвучить что-либо. Я смотрю заявку — оцениваю рейтинг (не выше R), размер (не более 20 страниц), общее содержание. Если фик меня цепляет только по Аннотации — значит, оно, берусь! Дальше связываюсь с автором, чтобы получить разрешение на озвучку. Отказов еще не было, я думаю, потому, что всем это интересно и необычно — хочется увидеть свое детище в новой упаковке. Сразу заключается мини-контракт: я спрашиваю автора, на каких деталях следует сделать акцент, есть ли пожелания по музыке. Перед официальной выкладкой автор прослушивает и высказывает свое мнение — что удачно, что не очень. Пока нареканий особых не было, так, по мелочи, что со временем само исправится.

- Некоторые из начитанных вами текстов помечены рейтингом R, подразумевающим сцены насилия и жестокости. Какие эмоции вы испытываете, работая с такими фанфиками?

Рейтинг — неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика или фанарта пригодно для определенных возрастных групп.

R (Restricted) – возможно присутствие в фанфиках такого рейтинга секс. отношения, мат.

Ну, насилие и жестокость я еще не начитывала. В этих фиках идет неподробное описание постельных сцен, что я не сильно рвусь озвучивать. Даже не знаю, как сказать — стесняюсь? Скорее всего.

Сцены сексуального насилия и жестокости ни за что бы не взялась озвучивать. Обычные насилие и жестокость — в виде убийства или пыток — для меня не проблема. Я люблю такие жанры, это мое, почему—то они самые удачные для меня. К примеру, в фике «Рождество» говорится об ужасной трагедии — умершем на морозе младенце и спасающей его главной героине. Описание очень тяжелое, музыкальное сопровождение еще сильнее нагнетает обстановку.

А вот фик «Длинный Черный Плащ» сам по себе жесток — мать ненавидит своего ребенка за то, что дочь любит «фашиста». Тяжелая война в мире магов привела к тому, что победила злая сторона, из-за чего всех магглов и магглорожденных отправляют в концлагеря, они там становятся даже хуже, чем рабами.

Драматичность подобных фиков становится еще ужаснее оттого, что подобное положение вещей принимается за данность, становится обычным, рутинным делом.

Мне такие фики нравятся тем, что они оставляют после себя странный тяжеловатый осадок, словно песок на зубах. После прочтения такая опустошенность — холодная, давящая, но настоящий, неинтернетный мир кажется намного радужнее. И становишься относительно счастливей!

- Ну и, разумеется, классический вопрос (куда ж без него). Что, по-вашему, ожидает аудиофанфикшен в будущем?

Не думаю, что он зачахнет, как цветок выросший в душной комнате без света.

Уже сейчас я перешла на новую ступень — размер озвучиваемого файла возрос до миди. К тому же набрана команда чтецов — проба многоголосного фика. Двухголосный уже был, многим понравился, потому было решено дальше экспериментировать — сейчас в процессе уже четырехголосный. Думаю, такими шагами аудиофанфикшен уйдет далеко, выбора ему не остается.

Книги о Гарри Поттере уже давно изданы, фильмы скоро доснимут, игры в продаже… В мире же фандомном идеи для письменных фиков себя исчерпали, коллажей — материалы все использованы, о клипах и говорить не стоит, тут и вовсе крупицы видеоматериала.

Аудиофанфикшен же свеж и удобен — многие читательницы слушают в машинах или на прогулках.

Больше всего мне запомнился один случай. Особенно меня порадовал отзыв некой девушки: она передала мне благодарность от своей слепой подруги. Девушка писала, что часто читала вслух — было интересно, нравилось. А аудиофанфикшен стал просто открытием — он простер грани для слепой подруги до невероятного! Это была искренняя благодарность человека за чудо.

Вот, пожалуй, ради таких маленьких радостей и стоит творить дальше.

Все это внушает оптимизм. Фандомное творчество постепенно выходит на новый уровень. И если фанфики уже выпускаются на равных с самостоятельными текстами, то аудиофикам ещё предстоит завоевать «место под солнцем» и составить серьезную конкуренцию профессиональным аудиокнигам. И почему-то не сомневаешься, что все будет (с)

Здесь можно познакомиться с творениями LimonQ

Обсуждаем на форуме.