Милая японская нечисть (на примере культовых аниме-сериалов «Хеллсинг», «Тетрадь смерти»и «Темный дворецкий»). У японцев страсть ко всему сверхъестественному – в крови. Их сказки, предания и художественная литература изобилуют демонами, оборотнями, духами, привидениями, богами, колдунами, лешими-тэнгу, русалками, девятихвостыми лисами, гигантскими змеями, рыбами и пауками. У японцев нечисть – под каждым кустом, путается под ногами, ходит по головам и выхватывает еду изо рта. И в силу такого давнего и тесного сожительства японцы свою нечисть нежно любят (надо полагать, не без взаимности). В японцах начисто отсутствует страх перед чертовщиной. Почему? Ну не боялись же египтяне смерти, а совсем наоборот. Тут, что называется, главное выработать иммунитет (нужную точку зрения на предмет) с детства (в нашем случае – с начала народного самосознания). Японский менталитет густо замешан на мифологии, тесно связанной с традиционной религией синто, так что его носители смирились с наличием в их мире демонов, которые в любой момент и совершенно беспричинно (запомните – японские демоны нелогичны и непонятны) могут человека удавить, превратить, свести с ума. Тут нет привычных нам ситуаций «нарушения запрета делать что-либо», «проступка перед высшими силами/богохульства», «неправедного поведения». Просто есть «здесь и сейчас», сиюминутный каприз потустороннего существа. Например, в рассказе японского писателя Дзиро Осараги «Мертвая хватка» на запястье мужчины повисает, вцепившись пальцами, отрубленная кисть женщины- призрака – причем этот мужчина призраку абсолютно ничего плохого не делал, ему просто не посчастливилось снять дом, в котором позже под полом обнаружили труп с отрубленной рукой. Призрак упорно висит на ни в чем не повинном мужчине, который, естественно, нервничает и чахнет. Однако однажды в бане «носитель» встречает некоего самурая и внезапно чувствует на руке непривычную легкость – а это призрак перепрыгнул на самурая и ничтоже сумнящеся его задушил. Причем рассказчик этой истории оговаривается: так и не выяснилось, был ли тот самурай причастен к убийству женщины или тоже был ни при чем. Вот так. Поэтому японцы на своих демонов за их демонизм не обижаются. Они научились «расслабляться и получать удовольствие» - и демонами откровенно любуются. В современных условиях у японцев появилась, кроме литературы, еще одна возможность выражать любовь к нечисти – и делают они это в своем народном японском аниме. Японцы тотально очеловечивают своих монстров, притом делают это тонко, логично и глубоко психологично. Так что демоны в японском понимании не очень-то потусторонние – они легко проникаются человеческими страстями, привыкают к людям (к примеру, даже начинают любить их пищу – яблоки и шоколад), отчасти приручаются, потому что, как это часто объясняется самими демонами, – им скучно в их статичном мире, а люди таааакие забавные. Это вам не американский взгляд – мол, в любом зомби есть чувствительная душа, которая в нужный сценаристу слезливый момент обязательно вылезет и обеспечит happy-end. У японцев это очеловечивание – такая скользкая штука, балансирование на лезвии катаны. То монстр – злой, а то – нет, в зависимости от настроения и обстоятельств. То друг, то все-таки чуждое опасное существо. Так повелось еще с мифологических времен, когда женщины-оборотни (лисы, змеи и деревья) то ради любви красиво жертвовали своим бессмертием, то порой жестоко образцово-показательно наказывали своих мужчин (а заодно и всех попавших под горячую руку) за измену. Опять же пример – рассказ «Распутство змеи» Уэда Акинари. Сын зажиточного рыбака Тоёо встречает на прогулке прекрасную юную даму по имени Манаго. Любовь, романтика, тайная помолвка. Чуть позже выясняется, что эта женщина – змея- оборотень, которая никак не хочет оставлять возлюбленного и в конце концов водворяется у него в доме в виде жуткого монстра со словами: «В чем моя вина, что ты подговаривал людей схватить меня? Если ты и впредь будешь мне воздавать злом за любовь, я уничтожу не только тебя, но и всех до единого жителей этой деревни. Изгони же из сердца дурные помыслы и вспомни лучше, как сладко любить меня!» То есть – я тебя дурака люблю, но если что не по мне, плохо будет всем. «Должна быть в демоне какая-то загадка…» Вот и японские аниме все время исподволь намекают: не доверяй демону, он еще себя покажет в истинном адском свете. Это такой художественный прием – в тихом омуте черти водятся. Но только мы поверим, что демон вынашивает коварный план, как – нате вам! Авторы аниме показывают, что в глубине (не скажу «души» - не знаю, есть ли она у демонов) монстра таятся такие чувства к человеку, что прослезиться можно. И позавидовать (лично я завидовала). · «Я устал от своей прошлой жизни, в которой только и знал, что пожирать. Мне нужен только мой хозяин. И никто другой». (Себастьян, «Темный дворецкий») И это в условиях, когда вопрос стоит о жизни и смерти самого Себастьяна, который погибнет, а не отречется. · «Я не хочу, чтобы Миса была несчастной». (Рэм, «Тетрадь смерти») Кадры, где Рэм стоит под дождем после убийства Ватари и L и знает, что сейчас она рассыплется в пыль – сильный момент. И сразу забывается, что Рэм – богиня смерти, уродливое и беспощадное чудовище… Грустно. (Зато какая невольная гордость за одного из представителей рода человеческого – Ягами Лайта – который вертит богами смерти, как игрушками, а они ему ничего плохого сделать не могут. Ну это в скобках.) · «Для меня ты навсегда останешься маленькой девочкой». (Алукард, «Хеллсинг») Такой добрый, любящий и сентиментальный тон – и фирменная бандитская ухмылка. Так какие они, демоны? Рассмотрим примеры. Аниме-сериал «Хеллсинг», звездой которого является Алукард (он же Дракула, он же Король Нежити, он же Пес Хеллсингов, он же просто Чудовище) – дикий, но симпатишный. Жуткий монстр, пролил, проливает и будет проливать реки крови (при этом задорно хохоча), но при этом – персонаж со знаком плюс. И даже ни на секунду, ни в едином кадре не показано, что он может быть плохим. Циничным – да, жестоким – да, но не отрицательным. А почему? Потому что «связан» печатью подчинения? Потому что помогает истреблять упырей? Он бы их и так истреблял, сам по себе – как тварей, позорящих гордое звание вампира. Ну кто способен умиляться над высоченным мрачным с мерзейшей ухмылкой кровососом, кроме японцев? Кто способен придать такому существу тонкое и ядовитое очарование? А японцам – нравится. И благодаря им нравится и нам с вами, потому что любовь зла и заразна. Но бог с ними, с вампирами, возьмем исконного японского фольклорного черта, довольно широкий ассортимент которых мы видим во многих аниме. Речь идет о богах смерти (так называемых шинигами/синигами) – демонах, убивающих смертных, когда приходит срок. Существа свободные и безответственные, делают что хотят, вследствие своих широких возможностей являются «ходячей катастрофой», настоящие маньяки того света. Думаете, японцы боятся их и негативно к ним относятся? Ха-ха. Посмотрите аниме «Тетрадь смерти» и «Темный дворецкий»! Там шинигами – лапочки (даже страшные, как Мэрилин Мэнсон в боевом гриме, Рюк и Рэм) и плюшевые ангелочки (незабвенный Грель Сатклиф), даром что косят народ направо-налево без разбора и частенько особо изуверским способом убивают кого-нибудь из близких знакомых главного героя (что не мешает герою с ними дружить). Японское народное аниме в процессе развертывания истории как-то ловко «забывает» о темной стороне своих демонов, любуясь их силой, мудростью, красотой и прочая, прочая, прочая – как в сериале «Темный дворецкий», который как нельзя более ярко показывает, что от демона можно млеть. Сравним точки зрения европейца и японца. Ситуация в «Темном дворецком» самая что ни на есть архитипическая – как в «Докторе Фаусте»: человек заключает контракт с демоном на его услуги, ставка - душа. Европеец: Какой кошмар! Какая трагедия! Фу! Японец: Здорово!!! Я тоже так хочу! Разумеется, Мефистофель тоже вызывает симпатию, потому что наделен умом и чувством юмора, хотя в конце эпопеи с Фаустом все же принимает свой грозный адский и отнюдь не белый и пушистый облик. А в «Темном дворецком»…Ну какой из демона-дворецкого Себастьяна Михаэлиса Мефистофель – старый, хромой, воняющий серой? Как метко выразился один из персонажей, у которого Себастьян порвал на половые тряпки целую толпу приспешников: «Я думал, что сюда придет какой-нибудь устрашающий мужчина, а это всего лишь Ромео во фраке». Да уж, Себастьян вам не клыкастое-шипастое чудо-юдо, как Рюк, Рэм и Алукард – паренек другим берет. Чем – не скажу, это надо видеть. На первый взгляд вышеописанные существа разные, на второй – в генеральной своей линии схожие. «Непобедимый, стильный, себе на уме, фанат риска, характер нордический, комплекс одиночества, завышенная самооценка, чувство юмора извращенное» - таковы общие характеристики среднестатистического японского демона. Кроме того, японские монстры – очень стильные. Умению одеваться и вести себя у них можно поучиться. Откуда у японских монстров такая харизма? Да оттуда, что любят их очень их создатели, а то, что сделано с любовью, несет в себе заряд позитива и привлекательности. Вот эти образы и завораживают. Вы заметили, что японцы умеют виртуозно взгляды рисовать? У них демон так посмотрит – словно рублем одарит. Ну, скажете вы, получается, что японские демоны – те же герои эпохи романтизма, как у Байрона и Гете. Так да не так. Романтический герой по сути своей – слабак и нытик, ибо стремится быть лучшим и единственным, а ему это не дано, так как он – всего лишь человек. А японскому демону к этому стремиться не надо – он уже лучший и единственный. Так сказать, Überнеmensch. Все у демона есть: могущество, вечная жизнь, различные блага, сил девать некуда, а когда вокруг все такие же Über – так и вовсе жить неинтересно. Тут-то и начинается у демонов повальная гуманофилия – потому что с появлением в их судьбе какого-нибудь человека сразу появляется смысл жизни, есть перед кем покрасоваться, кого поопекать и позащищать, к кому нежно привязаться. Опять же, кто, кроме человека, сможет демона полюбить – не свои же собратья, которые тебя как облупленного знают (вспомним добрых коллег Рюка, ласково о нем отзывавшихся: «Я не бы не стал держать дома такую уродину»). Возникает взаимовыгодный и взаимоприятный симбиоз. Как можно заметить на примерах аниме, фундаментальную основу взаимоотношений демона и человека составляют роли «хозяин-слуга». Тут срабатывает старая добрая сословно-феодальная система, сидящая у каждого японца в спинном мозге. В конце концов демон привязывается к хозяину-господину, сама грядущая искренняя преданность заложена в вассальной клятве, которую приносит нанимаемый демон (или не приносит, но подчинение все равно подразумевается). Зачастую демон проникается к хозяину уважением/восторгом/любовью. Рано или поздно демоны начинают восхищаться людьми – может быть, потому, что было бы слишком стыдно служить тем, кто ниже их по всем показателям. Даже Рюк, по сценарию весьма независимый бог, как-то чисто номинально связанный с тетрадью смерти и отнюдь не находящийся в ее подчинении, с огромным удивлением признается, что смертный мальчик Лайт: «Несмотря на то, что я бог смерти, он не боится меня, не подлизывается ко мне да еще и постоянно критикует мои действия». Так что Лайт не только не боится шинигами, который, как ни крути, может убить его в любой момент, но и просто использует, как вещь, и держит вместо домашнего питомца. Итак, рано или поздно японские авторы аниме начисто забывают, что демон детям не игрушка, что его исконная цель – завлечь человека и погубить его душу (или тело, это уж у кого как получится). Демон и его хозяин становятся лучшими друзьями (любовниками, супругами и т.д.). Кстати, японский демон без романтической истории – ущербен и не принимается в приличном обществе. (Рюк – особый случай. Романтики в его отношениях с Лайтом нет. Рюк – это Мефистофель в чистом виде, главное для которого – не результат, а процесс развлечения от наблюдения за совращаемой жертвой. Но любовь демона к смертному в «Тетради смерти» все же есть – это линия Рэм-Миса. На их примере можно вывести еще одну черту привлекательности японских демонов – верность. Они рядом со «своим» человеком до конца, могут пожертвовать ради него жизнью и не предают.) Японцы обязательно влюбят демона в кого-нибудь ну хоть немножко. Вообще в японской традиции монстры часто влюбляются в людей. Более того – сходиться с себе подобными у них просто не принято, что ли: есть множество историй, в которых рассказывается, как демон/демоница находят себе милягу-смертного и как давай на нем жениться и жить до бриллиантовой свадьбы, плодить детей-внуков. Как это сочетается в демонах с большой взбалмошностью, обидчивостью, строптивостью, насмешливостью, жестокостью и себе-на- умейностью – один японский бог знает. Демон и человек – вместе веселей!Обсуждаем на форуме |