Наталья Бочкарева.
Две истории Бенджамина Баттона

    Пожалуй, самой распространенной ошибкой зрителя является попытка сравнения книгоисточника сего экранизацией. Как ни прискорбно признавать, но усилия режиссера следовать каждой букве оригинала чаще всего заканчиваются печальным провалом. Фильм перестает быть самостоятельным произведением, а зрители все равно недовольны.
    Другой тип экранизаций – это фильмы, титры которых сопровождаются ссылкой на то или иное творение художественной литературы. Вроде бы и условности соблюдены, да и кино гарантирует более-менее достойный сюжет. Однако, когда усаживаешься в кресло, просматриваешь некоторое количество кадров, начинаешь опасаться – а в тот ли зал ты попал?
    Этими словами можно описать впечатление от просмотра «Загадочной истории Бенджамина Баттона», экранизации новеллы Ф.С. Фицджеральда «Забавный случай с Бенджамином Баттоном».
    Первое, что бросается в глаза, - разница в объеме двух творений. Новелла Фицджеральда невелика, читается легко и быстро, фильм же представляет собой трехчасовое действо. Подозревать можно что угодно – полное переиначивание сюжета или вплетение новых сюжетных линий. И оба варианта будут верными.
    «Забавный случай… » - не самое известное произведение американского писателя. Текст, писавшийся как ответ Твену и Уайльду, явно не тянет на то, чтобы стать ответом века двадцатого веку девятнадцатому. Откровенно юмористическая направленность, непрорисованные четко характеры – не лучшее творение Фицджеральда. Автор лишь коротенько пересказывает историю жизни Бенджамина, не давая возможности разобраться в деталях и проникнуться хоть какими-то чувствами к Баттону-младшему.
    Режиссер Дэвид Финчер и сценарист Эрик Рот решили пойти другим путем.
    Бенджамин Баттон – необычный человек, единственный в своем роде? Значит, и окружающие должны быть ему под стать. И авторы фильма кропотливо работают над созданием нового мира, достойного, кстати, не меньших похвал, чем иллюстрирование регрессирующего старения.
    Родись Бенджамин нормальным ребенком и поступи его отец как поступил – быть бы ему жителем детского приюта. Но назвался груздем – полезай в кузовок, и Баттон становится постояльцем дома для престарелых. Общество там собралось примечательное, так что неудивительно, что юный Бенджамин развил множество своих талантов. Да и покинув родной дом, он оказывается среди людей не менее оригинальных. Окружающих будто и не удивляет растущая моложавость старичка (престарелый матрос – что может быть естественнее?).
    Разумеется, ещё в «старости» он знакомится с любовью всей жизни. Что, впрочем, не мешает ему переживать любовные приключения с другими дамами.
    История любви Бенджамина Баттона и Дэйзи, несмотря на намеки, не дотягивает до сюжета, о котором будут помнить века. Время, отведенное им, слишком мало: Дэйзи свои юные годы предпочитает тратить на беспорядочные связи, а Баттон проводит время в сомнениях и ожидании. Однако, когда они наконец оказываются вместе, оба понимают, что вместе они могут быть катастрофически недолго. Финчер – гуманист: его Бенджамин Баттон не так жесток, как книжный прототип, и не отвергает Дэйзи только из-за того, что ей за сорок и она уже не так свежа, как раньше. Причина выбирается самая «нейтральная» - родившийся ребенок и «младшение» Бенджамина (он, кажется, слишком хорошо понимает, что женщине, делившей с ним кровать, родившей от него ребенка, нелегко воспитывать мужа – в прямо смысле). Словом, и это «испытание» герой проходит – Бенджамин ставит душевный покой своей подруги выше собственного.
    Перечислять различия в книге и экранизации можно долго. Это и амурные похождения, и отношения с семьей (Фицджеральд более милосерден - сохранил жизнь матери Бенджамина и оставил его жить в семье). Но Финчер захотел снять фильм-историю. Он заставил героя путешествовать, влюбляться, быть то нищей сиротой, то богатым наследником. Придумывается и объяснение удивительной особенности организма Баттона молодеть – жизнь его таинственным образом перекликается с жизнью вокзальных часов, идущих не вперед, а обратно. «Мы хотим, чтобы время повернуло вспять, и наши сыновья вернулись» - говорит создатель часов. И осознание того, что самое вечное, самое незыблемое может хоть единожды, но поменять свой ход, заставляет вздрогнуть. Несмотря на теплую, очень душевную атмосферу фильма, не перестаешь чувствовать тревогу, а сочувствие к Бенджамину, которому сначала выпадает счастье – помолодеть, стать здоровым и красивым, сменяется жалость и печалью - ему не суждено встретить старость с любимыми и осознать это.
    Фильм Финчера – редкое исключение из правил, когда экранизацию можно смотреть без знакомства с книгой и считать её вполне удавшимся самостоятельным произведением. Режиссер отказался от жанра оригинала и представил зрителям добротную мелодраму не без комических и трагических элементов.

Обсуждаем на форуме