- Анна Энгельгардт. Очерки институтской
жизни былого времени.
-
Вира-М, 2005
-
Читает Галина Самойлова
-
- Странно представить, но вопрос о
раздельном образовании для мальчиков
и девочек не снят до сих пор, а о том,
каково это – учиться в интернате только
с особами одного пола ходят легенды и
слухи. Что уж говорить о временах
давностью сто и более лет, когда
представить мальчиков и девочек,
расположившихся на занятиях в одном
классе, было просто немыслимо. А учитывая
строгую систему правил этикета,
беспрепятственно царствовавшую во
времена минувшие, столь же трудно
представить, что отношения в школьных
коллективах были просты и безоблачны.
Справедливости ради скажем: в наши дни
общение девочек сопровождается не
меньшим количеством условностей, а
строгая иерархия из лидеров и аутсайдеров,
увы и ах, существовала и будет существовать.
-
Анна Энгельгардт, писательница и
переводчица, в книге мемуаров решила
поделиться воспоминания о времени,
проведенном в стенах института для
благородных девиц 19 века. А рассказать
можно было много. Институт – целый мир,
куда попадали девочки в самом нежном
возрасте и покидали который, будучи
уже, что называется, девицами на выданье.
Нахождение в избранном обществе,
разумеется, формировало умение девушек
находиться в обществе и следовать
замысловатой системе правил поведения.
Хотя нам трудно представить, как можно
было круглые сутки находиться в окружении
столь же тоскующих по коротенькой
передышке товарок. Энгельгардт касается,
пожалуй, основных аспектов бытия
институток – быта, взаимоотношений со
сверстницами и старшими девушками,
характера общения с учителями, классными
дамами и контролирующими органами в
лице инспектрис и директоров. Писательница
вспоминает случаи из собственной
институтской биографии, рисует портреты
наиболее распространенных типов учениц
– её пояснения столь подробны, что,
казалось бы, перенесись мы на 150 лет в
прошлое – справились бы и заняли
достойное место без труда.
- Портит впечатление от интересного
исторического труда, пожалуй, только
чтение. Такое ощущение, что чтица видит
текст впервые – монотонная интонация,
неуместные паузы, отсутствие логического
ударения. Поэтому, как ни печально,
следует отказаться от прослушивания
этой аудиокниги перед сном – увлекательные
мемуары рискуют превратиться в
колыбельную.
- Шапи Казиев. Восточный гарем.
Коллекции живых драгоценностей.
-
СиДиКом, 2006
-
Читают Денис Некрасов, Мария Зайкова
-
- Восток – дело тонкое. И к воспитанию
и последующему устройству представительниц
прекрасного пола там относились с
особым трепетом. А каким именно –
слушайте книгу. Исследование Шапи
Казиева радует ухо во всех отношениях.
«Восточный гарем» - это книга, которая
при стандартном объеме поможет составить
впечатление о таком таинственном и
манящем явлении, как гарем. Писатель
подходит к вопросу обстоятельственно:
тут вам и экскурс в историю, и тщательный
подход к основной теме – мусульманскому
гарему. Нет, в работе упоминается
устройство гаремов и других культур
(например, китайской), но основное
внимание уделено все же арабскому, а
конкретно турецкому, подвиду. Логика
повествования столь последовательна,
что при знакомстве с исследованием не
возникает лишних вопросов и недоумения.
Автор использует дедуктивный метод –
от рассмотрения структуры гарема он
плавно переходит к описанию быта и
мелких, но от этого ещё более интересных
деталей.
- Книга дает множество полезных
сведений, развеивая, например, миф о
том, что гарем предназначался лишь для
красавиц, предназначенных для постельных
утех государя, а также о том, что
прекрасные претендентки на место под
балдахином султана, окромя любовных
талантов должны были обладать и многими
другими – как минимум кулинарным и
магическим. Казиев пишет и о «простых
смертных», которым не всегда удавалось
порадовать себя обладанием коллективом
томных красавиц. А существование женщин
«среднего класса» весьма и весьма
отличалось от жизни их более везучих
подруг.
- Отдельным бонусом к изданию выступает
несколько сказок из «Тысячи и одной
ночи» - творения неподвластного времени,
как ничто другое ассоциирующегося с
волшебным миром гарема.
-
Отдельно стоит сказать о звуковом
оформлении. Радует подбор исполнителей,
чье исполнение свидетельствует о
хорошей подготовке и интересе к
материалу, что немаловажно. А заключительным
штришком к атмосфере служит фоновая
музыка, погружающая слушателя в мир
восточных тайн.
-
Екатерина Бурова