Анна Энгельгардт. Очерки институтской жизни былого времени.
Вира-М, 2005
Читает Галина Самойлова

Странно представить, но вопрос о раздельном образовании для мальчиков и девочек не снят до сих пор, а о том, каково это – учиться в интернате только с особами одного пола ходят легенды и слухи. Что уж говорить о временах давностью сто и более лет, когда представить мальчиков и девочек, расположившихся на занятиях в одном классе, было просто немыслимо. А учитывая строгую систему правил этикета, беспрепятственно царствовавшую во времена минувшие, столь же трудно представить, что отношения в школьных коллективах были просты и безоблачны. Справедливости ради скажем: в наши дни общение девочек сопровождается не меньшим количеством условностей, а строгая иерархия из лидеров и аутсайдеров, увы и ах, существовала и будет существовать.
Анна Энгельгардт, писательница и переводчица, в книге мемуаров решила поделиться воспоминания о времени, проведенном в стенах института для благородных девиц 19 века. А рассказать можно было много. Институт – целый мир, куда попадали девочки в самом нежном возрасте и покидали который, будучи уже, что называется, девицами на выданье. Нахождение в избранном обществе, разумеется, формировало умение девушек находиться в обществе и следовать замысловатой системе правил поведения. Хотя нам трудно представить, как можно было круглые сутки находиться в окружении столь же тоскующих по коротенькой передышке товарок. Энгельгардт касается, пожалуй, основных аспектов бытия институток – быта, взаимоотношений со сверстницами и старшими девушками, характера общения с учителями, классными дамами и контролирующими органами в лице инспектрис и директоров. Писательница вспоминает случаи из собственной институтской биографии, рисует портреты наиболее распространенных типов учениц – её пояснения столь подробны, что, казалось бы, перенесись мы на 150 лет в прошлое – справились бы и заняли достойное место без труда.
Портит впечатление от интересного исторического труда, пожалуй, только чтение. Такое ощущение, что чтица видит текст впервые – монотонная интонация, неуместные паузы, отсутствие логического ударения. Поэтому, как ни печально, следует отказаться от прослушивания этой аудиокниги перед сном – увлекательные мемуары рискуют превратиться в колыбельную.



Шапи Казиев. Восточный гарем. Коллекции живых драгоценностей.
СиДиКом, 2006
Читают Денис Некрасов, Мария Зайкова

Восток – дело тонкое. И к воспитанию и последующему устройству представительниц прекрасного пола там относились с особым трепетом. А каким именно – слушайте книгу. Исследование Шапи Казиева радует ухо во всех отношениях. «Восточный гарем» - это книга, которая при стандартном объеме поможет составить впечатление о таком таинственном и манящем явлении, как гарем. Писатель подходит к вопросу обстоятельственно: тут вам и экскурс в историю, и тщательный подход к основной теме – мусульманскому гарему. Нет, в работе упоминается устройство гаремов и других культур (например, китайской), но основное внимание уделено все же арабскому, а конкретно турецкому, подвиду. Логика повествования столь последовательна, что при знакомстве с исследованием не возникает лишних вопросов и недоумения. Автор использует дедуктивный метод – от рассмотрения структуры гарема он плавно переходит к описанию быта и мелких, но от этого ещё более интересных деталей.
Книга дает множество полезных сведений, развеивая, например, миф о том, что гарем предназначался лишь для красавиц, предназначенных для постельных утех государя, а также о том, что прекрасные претендентки на место под балдахином султана, окромя любовных талантов должны были обладать и многими другими – как минимум кулинарным и магическим. Казиев пишет и о «простых смертных», которым не всегда удавалось порадовать себя обладанием коллективом томных красавиц. А существование женщин «среднего класса» весьма и весьма отличалось от жизни их более везучих подруг.
Отдельным бонусом к изданию выступает несколько сказок из «Тысячи и одной ночи» - творения неподвластного времени, как ничто другое ассоциирующегося с волшебным миром гарема.
Отдельно стоит сказать о звуковом оформлении. Радует подбор исполнителей, чье исполнение свидетельствует о хорошей подготовке и интересе к материалу, что немаловажно. А заключительным штришком к атмосфере служит фоновая музыка, погружающая слушателя в мир восточных тайн.

Екатерина Бурова