Наталья Бочкарева

О королевском гареме замолвите слово

(о фильме «Ещё одна из рода Болейн»)


Жанр исторического фильма сложен тем, что из него можно сваять шедевр, а можно снять пафосную мелодраму. 99% блокбастеров о днях минувших чаще всего принадлежат ко второму подтипу, что, может быть, и не очень плохо. Красивые наряды, как будто не загрязненная природа, высокий слог и не менее высокие подвиги располагают к романтическому настрою. И тем не менее амурная составляющая зачастую вредна – во-первых, потому, что любовная связь обычно показывается с точки зрения современного зрителя, во-вторых, сюжет, подкорректированный под любовную линию, во многих случаях противоречит реальным событиям, и очередная экранизация истории о похождениях Генриха VIII и его жен – тому подтверждение.
Фильм «Ещё одна из рода Болейн» снят по бестселлеру Филиппы Грегори (до этого писательница была известна благодаря классическим любовным романам) с участием молодых звезд Голливуда. Красивые девушки, привлекательный король – отличная приманка. Однако если вы ищете исторической достоверности – не туда попали.
Вводить в заблуждение начала ещё Грегори, для начала поставив в тупик: а кто же из сестер младшая, а кто, соответственно, старшая? Писательница легко избавилась от целого куска биографии семейства Болейн, могущего бросить тень на чистоту и непорочность девиц (например, фривольная поездка в Францию на заре юности). Добавьте к этому работу сценариста, приспосабливающего роман под привычки зрителя, и перед нами совершенно новая, практически альтернативная история.
Итак, «Ещё одна из рода Болейн» - рассказ о любовном треугольнике с участием венценосного мужчины, в котором без труда узнается Гектор из «Трои». Этому невольно удивляешься – портреты изображают Генриха VIII внушительным грузным мужчиной, а Генрих Эрика Баны подтянут, молод и ужасно похож на неоперившегося юношу, страдающего всеми возможными комплексами. Супруга его, которая, если верить хроникам, старше мужа на несколько лет и до сих пор способна к деторождению, на вид, кажется, годится ему в матери. Впрочем, замечаешь, что все женщины, с которыми король вступал в брак, выглядят старше своего возраста, измождены и страдают нервами. Кстати, к концу фильма Бана в весе так и не прибавил и не постарел. Энергетический вампир, вестимо.
А мы вернемся к нашим баранам, вернее, сестрицам Болейн, чья биографиями была успешно перекроена. Повествование в романе Грегори ведется от лица старшей (все-таки!) из сестер, Мэри. Как-то скользь упоминается о ранней юности, проведенной во Франции, - в книге (и в фильме) Мэри сразу предстает невестой. Романтическая наивная особа, изъясняющаяся примитивным языком, на экране воплощается любимицей Голливуда Скарлетт Йоханссон. Да, в глазах трепетной лани не узнать особу, долго и весело гостившую при дворе Екатерины Медичи и имевшую не одну интрижку. Да что там, если верить мемуарам современников, Мэри Болейн достаточно было 10 минут побеседовать с королем Англии, чтобы получить входной билет в его спальню и утвердиться в роли его фаворитки.
Писательница и сценарист до невозможности гиперболизировали простоту и наивность Мэри. При любой возможности она твердит, что хотела бы жить в деревне с детьми и любимым мужем. Она так легко поддается шантажу своим потомством, что к концу книги уже начинаешь раздражаться от постоянной ходьбы по граблям и неумения девушки получать урок. Впрочем, Грегори, ведущая повествование от лица «овечки» Мэри, таки позволяет ей иногда побыть расчетливой стервой – разве может фаворитка быть иной?
Об Анне мы знаем больше – мемуаристы и историки часто не скупятся на ругань. Интриганка, ведьма, распутница – и при этом даже не красавица. Героиня Натали Портман выглядит полной противоположностью своей сестре – и внешностью, и поведением. Актрисе очень хорошо удается роль кокетки. Следует отметить игру Портман после замужества её героини. Желание Анны родить сына становится маниакальным, и первая красавица двора превращается в задерганную истеричку, не контролирующую себя.
Фильм, однако, акцентирует отрицательные черты слишком рьяно – Анна соответствует стереотипу на все сто: даже влюбленность в молодого Перси сводится к погоне за титулом да порочным наклонностям. До каких-то получаса сведена история отношений Анны и Генриха, а ведь ей удавалось (не без помощи семьи, конечно) удерживать внимание короля без малого 10 лет.
Вообще, временные рамки – вещь страшная. Роман Грегори, определенно, обладает существенным недостатками, коверкая историческую реальностью в угоду жанру, но все же характеры раскрыты в нем полнее. Антагонизм сестер не выглядит таким уж антагонизмом, несмотря на указанные выше различия. Мэри, невзирая на «святость» руководствуется в своих поступках и собственными эгоистическими интересами. А Анна умеет быть нежной возлюбленной. Не мужу, правда. Голливудские мастера решили, однако, не опускаться до рисования полутонами и играть на контрастах, к финалу фильма превращая недолго царствовавшую миледи Болейн в мученицу.
К слову, всем заинтересовавшимся историей можно только порекомендовать посмотреть снятые до этого экранизации трагических отношений, благо и качеством они не уступают последней. А лучше покопаться в исторических хрониках – может быть, все-таки и выяснится, кем были друг для друга сестры Болейн – единственными отдушинами или безжалостными соперницами, и кем был для них король – нежной любовью, призом или проклятьем.
Обсуждаем на форуме.