Наталья Бочкарева
О королевском гареме замолвите
слово
(о фильме «Ещё одна из рода
Болейн»)
- Жанр исторического фильма сложен
тем, что из него можно сваять шедевр, а
можно снять пафосную мелодраму. 99%
блокбастеров о днях минувших чаще
всего принадлежат ко второму подтипу,
что, может быть, и не очень плохо.
Красивые наряды, как будто не загрязненная
природа, высокий слог и не менее высокие
подвиги располагают к романтическому
настрою. И тем не менее амурная
составляющая зачастую вредна –
во-первых, потому, что любовная связь
обычно показывается с точки зрения
современного зрителя, во-вторых, сюжет,
подкорректированный под любовную
линию, во многих случаях противоречит
реальным событиям, и очередная экранизация
истории о похождениях Генриха VIII и его
жен – тому подтверждение.
-
Фильм «Ещё одна из рода Болейн» снят
по бестселлеру Филиппы Грегори (до
этого писательница была известна
благодаря классическим любовным
романам) с участием молодых звезд
Голливуда. Красивые девушки, привлекательный
король – отличная приманка. Однако
если вы ищете исторической достоверности
– не туда попали.
-
Вводить в заблуждение начала ещё
Грегори, для начала поставив в тупик:
а кто же из сестер младшая, а кто,
соответственно, старшая? Писательница
легко избавилась от целого куска
биографии семейства Болейн, могущего
бросить тень на чистоту и непорочность
девиц (например, фривольная поездка в
Францию на заре юности). Добавьте к
этому работу сценариста, приспосабливающего
роман под привычки зрителя, и перед
нами совершенно новая, практически
альтернативная история.
- Итак, «Ещё одна из рода Болейн» -
рассказ о любовном треугольнике с
участием венценосного мужчины, в котором
без труда узнается Гектор из «Трои».
Этому невольно удивляешься – портреты
изображают Генриха VIII внушительным
грузным мужчиной, а Генрих Эрика Баны
подтянут, молод и ужасно похож на
неоперившегося юношу, страдающего
всеми возможными комплексами. Супруга
его, которая, если верить хроникам,
старше мужа на несколько лет и до сих
пор способна к деторождению, на вид,
кажется, годится ему в матери. Впрочем,
замечаешь, что все женщины, с которыми
король вступал в брак, выглядят старше
своего возраста, измождены и страдают
нервами. Кстати, к концу фильма Бана в
весе так и не прибавил и не постарел.
Энергетический вампир, вестимо.
- А мы вернемся к нашим баранам, вернее,
сестрицам Болейн, чья биографиями была
успешно перекроена. Повествование в
романе Грегори ведется от лица старшей
(все-таки!) из сестер, Мэри. Как-то скользь
упоминается о ранней юности, проведенной
во Франции, - в книге (и в фильме) Мэри
сразу предстает невестой. Романтическая
наивная особа, изъясняющаяся примитивным
языком, на экране воплощается любимицей
Голливуда Скарлетт Йоханссон. Да, в
глазах трепетной лани не узнать особу,
долго и весело гостившую при дворе
Екатерины Медичи и имевшую не одну
интрижку. Да что там, если верить мемуарам
современников, Мэри Болейн достаточно
было 10 минут побеседовать с королем
Англии, чтобы получить входной билет
в его спальню и утвердиться в роли его
фаворитки.
- Писательница и сценарист до
невозможности гиперболизировали
простоту и наивность Мэри. При любой
возможности она твердит, что хотела бы
жить в деревне с детьми и любимым мужем.
Она так легко поддается шантажу своим
потомством, что к концу книги уже
начинаешь раздражаться от постоянной
ходьбы по граблям и неумения девушки
получать урок. Впрочем, Грегори, ведущая
повествование от лица «овечки» Мэри,
таки позволяет ей иногда побыть
расчетливой стервой – разве может
фаворитка быть иной?
-
Об Анне мы знаем больше – мемуаристы
и историки часто не скупятся на ругань.
Интриганка, ведьма, распутница – и при
этом даже не красавица. Героиня Натали
Портман выглядит полной противоположностью
своей сестре – и внешностью, и поведением.
Актрисе очень хорошо удается роль
кокетки. Следует отметить игру Портман
после замужества её героини. Желание
Анны родить сына становится маниакальным,
и первая красавица двора превращается
в задерганную истеричку, не контролирующую
себя.
- Фильм, однако, акцентирует отрицательные
черты слишком рьяно – Анна соответствует
стереотипу на все сто: даже влюбленность
в молодого Перси сводится к погоне за
титулом да порочным наклонностям. До
каких-то получаса сведена история
отношений Анны и Генриха, а ведь ей
удавалось (не без помощи семьи, конечно)
удерживать внимание короля без малого
10 лет.
- Вообще, временные рамки – вещь
страшная. Роман Грегори, определенно,
обладает существенным недостатками,
коверкая историческую реальностью в
угоду жанру, но все же характеры раскрыты
в нем полнее. Антагонизм сестер не
выглядит таким уж антагонизмом, несмотря
на указанные выше различия. Мэри,
невзирая на «святость» руководствуется
в своих поступках и собственными
эгоистическими интересами. А Анна умеет
быть нежной возлюбленной. Не мужу,
правда. Голливудские мастера решили,
однако, не опускаться до рисования
полутонами и играть на контрастах, к
финалу фильма превращая недолго
царствовавшую миледи Болейн в мученицу.
- К слову, всем заинтересовавшимся
историей можно только порекомендовать
посмотреть снятые до этого экранизации
трагических отношений, благо и качеством
они не уступают последней. А лучше
покопаться в исторических хрониках –
может быть, все-таки и выяснится, кем
были друг для друга сестры Болейн –
единственными отдушинами или безжалостными
соперницами, и кем был для них король
– нежной любовью, призом или проклятьем.
Обсуждаем на форуме.