- Анджей Сапковский. Свет вечный
-
АСТ, 2009. – 640 с.
- Когда пан Сапковский берется за
многотомное сочинении, уже знаешь:
впереди захватывающий сюжет, множество
героев, каждый из которых, даже проходной,
остается в памяти, множество
энциклопедических сведений и масса
сведений к размышлению. Писать финал
эпического полотна – дело ещё более
ответственное, чем приводить к логическому
концу «просто книгу», а уж с планкой,
уже заданной мастерством мэтра, сложно
вдвойне. Иногда просто диву даешься,
как Сапковский держит в уме столько
имен и фактов, ведь для создания «Саги
о Рейневане» писатель пошел дальше,
что ознакомление с ключевыми именами
и датами. Он вплетает перипетии жизней
главных героев в общую картину интриг
и войн, которую, кажется, Сапковский
лицезрел сам. Пожалуй, не будет неправдой
сказать, что описание «политики без
прикрас» - одна из сильнейших сторон
творчества польского фантаста. Акцентируя
внимание на реализме, Сапковский
умышленно или неумышленно издевается
над своими персонажами. Поэтому на
общем беспросветном фоне благородные
поступки кажутся реликтом, а возвышенные
порывы самого Рейневана вызывают
раздражение (и то верно, где гарантия,
что после патетического признания в
платонической любви Рейнмар из Белявы
не побежит в бордель «снять напряжение»?)
- Другой «фирменный знак» - отхождение
фантастического на второй план.
Воспринимать Рейневана магиком легко
и удобно, но и окажись он обыкновенным
медиком, урона сюжету это бы не принесло,
но для создания атмосферы Средневековья
этот элемент нелишний. Так же, как и
обилие иностранной речи и цитат. Итак,
«Свет вечный» - завершение очередной
саги, насыщенной фирменным сарказмом
и эрудицией. И как всегда не знаешь, что
делать, дочитав последнюю страницу –
вздохнуть ли с радостью либо ощутить
гнетущее чувство неудовлетворенности
– ну разве можно так с нами, читателями?!
В любом случае, книга эта останется с
нами надолго – ведь Сапковский как
всегда не ограничился центральным
сюжетом, но дал зачины и множества
других, развязки которых придется
искать в других книгах и у других
авторов.
-
- Наталья Колесова. Прогулки по
крышам.
- АСТ, 2009. – 416 с.
- Первое, что приходит на ум, при
обнаружении в аннотации магической
академии: Гарри Поттер возвращается.
Или Таня Гроттер. Прозорливый читатель
должен сразу предугадать, что главный
герой книжки – молодое дарование,
отмеченное печатью судьбы, будни и
праздники колдовского учебного
заведения, первая любовь, верные друзья,
злодей вселенского масштаба.
- Составители описания книги Колесовой
преследовали вполне прозаические
цели: ведь истории о новом Потере всегда
будут читать охотнее, поэтому и
подкорректировали содержание под
запросы публики.
-
На самом деле, это далеко не «школьный
текст», как и не чистый «девочковый
роман.
-
Начало книги вполне может весим в
заблуждение набором используемых
штампов. Не очень красивая девочка,
изгой, увлекающаяся чтением; учитель,
и внешностью, и поведением поразительно
напоминающий профессора Северуса
Снейпа из саги про Гарри… Впрочем,
Колесова явно симпатизирует герою и
образцу, хотя манера его речи откровенно
сплагиачена с Роулинг.
-
Что касается сюжета, то это классический
«роман-взросление», и школа занимает
в нем далеко не первое место: нет
подобного описания образовательной
системы, да и дети не вторят чего-то из
ряду вон. Что только не сваливается на
голову юной Агаты с появлением нового,
снейпоподобного учителя! И бабушка
заболевает, и девочку похищают, и
экстраординарные способности
обнаруживаются. Словом, классический
набор. Однако вздохнем с облегчением
– откровенного соплежуйства в книге
нет, и даже намеки на амуры даны
полуштрихами. Никаких вам ахов-вздохов
– не будем забывать, что героиня все-таки
несовершеннолетняя, и максимум, на что
можно рассчитывать, - легкие объятия и
намеки на вуайеризм.
-
Учитывая совокупность вышеизложенных
фактов, скажем уверенно: это не новый
«Гарри Поттер», но и не «Любовник из
5Б», а весьма достойное чтиво, пусть и
не претендующее на глубокий психологизм,
но являющееся неплохим занятием для
коротания пары вечеров.
- Оноре де Бальзак. Озорные рассказы
-
Азбука-классика, 2008. – 320 с.
-
- Мало кто из классиков не любил
поозорничать. Кто-то в жизни, кто-то ещё
и на бумаге. Однако далеко не все бумажные
шалости можно найти в собраниях
сочинений – хотя бы потому, что далеко
не все стоит давать читать детям. Да и
в советские времена вопиюще откровенные
сочинения гениев никто бы не почел за
литературу. Да и сегодня они не очень
хорошо известны.
-
Оноре де Бальзак лавры современников
(тот Мюссе с его скандальной «Гамиани»)
покоя не давали, а ещё более – слава
Боккаччо и его «Декамерона». Именно на
последнего ориентировался французский
писатель в рассказах, позже объединенных
под названием «Озорных».
-
Каждая из историй и впрямь больше похожа
на анекдот: страсть между молоденьким
монашком и известной куртизанкой,
женитьба немощного старика на 17-летней
девушке и «непорочное» зачатие ею
ребенка... Словом, Бальзак в своем
репертуаре - высмеивает житейские
истории, семейные конфузы, которые
вполне мог наблюдать и в современном
ему обществе. Однако, как ни прискорбно,
до Боккаччо Бальзаку далеко, и описание
интимных курьезов в сатирическом ключе
– не самая сильная сторона его творчества,
несмотря на неоспоримые достоинства
других произведений.
-
Бальзак по сути не привносит в жанр
ничего нового. Основные действующие
лица сплошь шаблонны: монахи, коварные
любовницы и жены, обманутые мужья и
т.д., потому они и не пробуждают у читателя
участия. Многие рассказы откровенно
затянуты (та же «Ведьма»), и интерес к
фабуле теряется.
-
Главный недостаток «Озорных рассказов»
- подражательность, в жертву которой
принесены могущие оказаться актуальными
сюжеты и самобытный стиль Бальзака.
Точно так же мог написать и не великий
прозаик, а любой более-менее одаренный
графоман.
-
Книгу можно почитать бальзаковеду или
поклоннику историй а-ля «Декамерон»,
но для широкого круга читателей она
вряд ли представит интерес.
Екатерина Бурова