Юлия Вострокнутова и Екатерина Бурова

Попкорн по-древнегречески


Греческая мифология – одна из самых популярных, внятных и часто эксплуатируемых в искусстве мифологических систем. К сожалению, она не всегда получает должное художественное воплощение, особенно в такой спорной сфере, как экранизация. Давайте посмотрим, какими видят богов и героев Эллады западные режиссеры.



«Троя»


Ни для кого не секрет, что голливудская братия имеет собственный взгляд на историю, ставя своей первичной целью четкое деление на плохишей и кибальчишей. Понятие меры при этом уходит на второй план, и растроганный зритель, утирая скупую слезу, может лицезреть героев, могучих и благородных до зубной боли, героинь – трепетных аки лани, любовь – прекрасную и всепоглощающую.

А если говорить о фильме «Троя», то создатели сего киношедевра не ограничились экранным пространством, но возвели в ранг героев зрителей – тех, кто осилил 3 часа этого зрелища. Что ж, забота о потребителе всегда умиляет, а режиссер и сценарист решили повести себя как добрый папа с маленьким ребенком, то есть превратить историю троянской войны в романтическую сказку.

Первые сомнения в здравомыслии вышеназванных товарищей у зрителя возникаю уже в первые минуты: древние греки (пардон, ахейцы) почему-то подозрительно смахивают на диких азиатов. Не то чтобы сцена пира предполагала выступление философов, но… не блудом же единым жил древний грек! Будем надеяться, что это безобразие показано лишь для того, чтобы оттенить страстную любовь Париса и Елены. Вот здесь авторы оторвались! Человек, знакомый с греческой мифологией и бессмертной «Илиадой» Гомера с удивлением видит, что прекрасная Елена внушила троянскому царевичу нежные чувства просто так, а не по прихоти богини любви Афродиты, и вся его рыцарственность ( а как сказал бы скептик - сумасбродность) обусловлена игрой гормона (благо, оператор охотно демонстрирует, где именно играет гормон).

Режиссер, очевидно, плакал от восторга и проморгал тот факт, что из сценария исчезла значительная деталь: вместе с супружницей союзника «реальный» Парис свистнул на приданое изрядную часть менелаевых сокровищ. Но, глядя в честнейшее лицо Орландо Блума, поверили ли бы вы в это? Да и кто осудит Елену, ведь ахейский государь разом постарел лет на цать. Негоже искусно покрашенной блондинке делить ложе с пенсионером. И, несмотря на то, что на протяжении всего фильма Парис демонстрирует себя как недальновидного трусишку и болтуна, Петерсен счел, что надо дать юноше реабилитироваться и сделал царевича убийцей злобного супружника Менелая. Молодым везде у нас дорога!

Не менее занимательны и другие персонажи эпопеи. Образцовый семьянин Одиссей вдруг оказывается главным агитатором похода на Трою. Но главный интерес сосредоточен, когнечно, на Ахиллесе. На его примере можно изучать, как менялись представления об образцовом поведении воина на протяжении веков. Качок Брэд Питт – венец благородства: и с телом поверженного врага ведет себя как сама доброта, и с рабыней своей нежен и галантен. И правда, ну как представить белокурого Брэдика спокойно посылающим друга в бой вместо себя или скрупулезно подсчитывающим выкуп, взятый с безутешного отца Гектора? Существенно урезан перечень подвигов, прославивших Ахиллеса (это, наверное, чтобы он не казался уж слишком кровожадным). Впрочем, не делай Брэд вообще ничего, только стой и поигрывай мышцами, он все равно внушал бы восторг. Вот она, амери… пардон, греческая мечта.

Но все бы можно было простить, кроме одного. Создатели «Трои, очевидно, сочли, что негоже превращать военно-романтическую драму в сказочку и росчерком пера всех сверхъестественных персонажей, т.е. богов, которые, собственно, и явились, по первоисточнику, зачинщиками троянской войны и равноправными участниками боев.



Многие из нас видели (или еще увидят) незабвенные сериалы, снимавшиеся в Новой Зеландии – «Удивительные странствия Геракла» и «Зена – королева воинов». Целое поколение детей было погублено этим изделием западной киноиндустрии, ибо просмотр сих шедевров исказил (боюсь, безнадежно) их представление о древнегреческой мифологии.

Сами по себе сериалы прелестны – яркие краски природы, симпатичные персонажи, интересные приключения (меня, например, в юности было от «Геракла» за уши не оторвать), но в контексте следования первоисточнику это просто тихий ужас. Охохох, что ж буржуи-капиталисты сделали с миром олимпийских богов…

«Удивительные странствия Геракла» (режиссер Кристиан Вильям, в главных ролях: Кевин Сорбо, Майкл Хёрст, 1995-1999 гг.)

Начнем с него. Любимейший народный герой превратился в спортсмена тире супермодель, щеголяющего в неприлично обрисовывающих фигуру штанах, рубахе с разрезом на груди и длинных русых волосах. Не спорю, женский взгляд цепляет. Но, пардон, сериал по уровню и содержанию рассчитан на детей и подростков, и такой красавчик, как Кевин Сорбо, остается несколько не у дел. Или создатели питали надежду, что сериал будут смотреть вместе с чадами их мамы? Тем более что кинополотно изобилует любовными приключениями главных и второстепенных героев: если не самого Геракла осаждают влюбленные девушки (а они его, поверьте, преследуют денно и нощно), то какой-нибудь опасный роман закрутит его мать или приятель Иолай. Частенько эти страсти осложняются вмешательством богов, злых духов, вражеских армий, органов областного самоуправления, стихийных бедствий, внебрачных детей и прочая. Ну а если вдруг выдастся тихий денек, так обязательно принесет на огонек походного костра Зену с подружкой.

А еще сыну Зевса (и сценаристам) тесно в рамках родного края, и Геракла медленно, но верно уносит куда-то вдаль: сначала это древний Шумер, где страдает без руководства опытного наставника начинающий герой Гильгамеш; затем места куда более экзотические – остров Эйр (то бишь Ирландия), где Геракл влюбляется в кельтскую богиню войны и смерти Морриган (ё-моё!), перевоспитывает ее в идеальную домохозяйку, и даже как честный полубог хочет жениться, но тут подворачивается внеочередная командировка, и ему приходится отплыть в Скандинавию к Одину. И какая же задача ждет Геракла в Асгарде? Какая-какая, вздохнул Геракл, мир спасать придется от Рагнарека. Ну никакой возможности для профессионального роста у человека, работает, как на конвейере у мистера Форда – всегда одно и то же, только успевай разгребать.

Ко всему прочему (как будто остального мало) красной нитью в сериале мелькает демон Дахак, который пробует играться в мировое зло, делая ставки на повышение, отчаянно блефуя и время от времени подкладывая Гераклу мелких свиней: то в параллельный мир отправит, то олимпийцев с квартиры сгонит, то лучшего друга Иолая убьет (этого последнего, кстати, умертвляют регулярно). В результате интриг Дахака Геракл, шумерская королева Набьюла и Морриган попадают в Грецию, чтобы наконец объясниться с наглецом по понятиям. А чтобы зрителям не пришлось скучать, к ним присоединяется Заратустра. Спасибо, что не Баба-Яга.

Грецию с грехом пополам спасают, но тут пришла беда откуда не звали, так как… тем временем к острову Эйр пристаёт флот Цезаря. Геракл организует сопротивление римскому тирану: баррикады из менгиров, красные революционные знамена и партизанские друидские отряды. Никакой Цезарь подобного бы не выдержал, и Юлий был не исключение. Произнеся историческую фразу, вольный перевод с латинского которой звучал примерно: «А ну вас, в самом деле, свет клином не сошелся», завоеватель вернулся домой.

Не успели мы все перевести дух, как коварные сценаристы сделали ход конем (в этом месте главное не упасть со стула): некий Вселенский Свет (вообще-то носитель добра, справедливости и прочих устаревших понятий) послал в этот мир своего воина – Михаила, чтобы тот освободил четырёх всадников апокалипсиса. С освобождением четвёртого всадника человечество будет полностью уничтожено за все его грехи и заменено новым. Разумеется, такой подход никого не устраивает, и Геракл и Иолай пытаются остановить Михаила. За компанию с пацанами увязался и «лучший враг» Геракла – его сводный братец Арес. Но даже это трио бессильно против Михаила, и конец света красиво наступает. Попав в загробный мир, Геракл и Иолай предстают перед Михаилом. А тут он им и говорит: «С первым апреля! Это была учебная тревога». История умалчивает о том, били ли Михаила ногами по печени, но больше в сериале он не появлялся. А неразлучная парочка вернулась в свой мир жить-поживать да добра наживать.

Несколько запомнившихся моментов:


«Зена – королева воинов» (режиссер Сэм Райми, в главных ролях: Люси Лоулесс, Рене О’Коннор, 1995-2001 гг.)

Даже более известный фильм серии «мифы Древней Новой Зеландии». Поскольку историй про Зену у греков слава богам не было вовсе, сценаристы имели полное право выкинуть остатки совести подальше, чтоб не мешала развернуться в антураже замученной ими еще на съемках «Геракла» греческой мифологии. И слепили они такой куличик: воительница Зена, в прошлом Атилла, Чингисхан и Гитлер в одном симпатичном женском лице, благополучно раскаялась, осознала вину перед родиной и общественностью и встала на путь исправления. Ничего хорошего эта затея ей не принесла: во-первых, на почве покаяния у женщины развился грандиозный комплекс вины, и она постоянно рефлексирует; во-вторых, примерно три четверти местного населения, завидев Зену, разбегается с криками «Шайтан, шайтан!» и берется за дреколье (ситуация, как у Шрека с крестьянами), и часто воительнице приходится уезжать из очередной деревушки с синяками; в-третьих, бывшие дружки-бандиты обижаются, что при встрече с ними коллега перестала здороваться. Одним словом, сплошной стресс на работе и в личной жизни.

У Зены одна отдушина – закадычная подружка Габриель, натуральная блондинка (что она часто доказывает), болтливая, наивная и… и блондинка. Эта парочка носится по «Греции» из одного конца в другой, время от времени вояжируя на недельку до второго развеяться в Преисподнюю, на Олимп, в Китай, к цезарю в Рим и в гости к Гераклу. И везде-то девочки вместе, и всегда-то они вдвоем – мужчины с этой феминисткой компанией почему-то не уживаются, что дает повод подозревать девушек в… да-да, в том самом.

Кстати о «том самом» - к N-ой серии начинаешь ловить себя на мысли, что сериал просто неприличный: все девицы бегают в топах с голым пузом и голыми же ногами, а сама Зена наряжается в нечто напоминающее кожаную комбинацию с металлическими заклепками (ей бы еще плеть и сапожки на шпильках для завершения образа); все мужчины тоже бегают с голым пузом (как вариант – топлес, а грудь обязательно смазывают для блеска маслом) и в кожаных облегающих штанишках. В связи с мужчинами хочется вспомнить двух персонажей, оставивших глубокий след в моей душе: Ареса и Купидона. И если бог войны, смуглый качок с бородкой Мефистофеля и амплуа плохиша весьма хорош, то бог любви… Представьте мужчину ростом метр восемьдесят с фигурой боксера, так что кожа едва не лопается от распирающих ее мускулов, к тому же ненатурального соломенного блондина (корни безобразно не прокрашены) и с колоссальной черной, прям-таки кавказской, щетиной на пол-лица. Посмотришь на такого, никакой любви не захочется.

К концу сериал уже настойчиво напоминает галлюцинации наркомана. Ужасы следуют лавиной. Так, Зена встречает друга детства – ярко выраженного афроновозеландца, с которым у нее какая-то давняя любовь и вроде как даже дети имеются, за которых этот субъект явно не платил алиментов. Хорошо, закроем глаза на наличие темнокожих человеческих особей в Древней Греции.

Идем далее. А далее у нас Габриель надувает ветром (не смейтесь, но это буквально так и происходило) ребеночка, отцом которого является некий демон… конечно, это был везду сующий свой длинный нос Дахак. А сам ребеночек – это аналог древнегреческого Антихриста, только женского полу и по имени Надя (англ. Hope). Девочка-мутант вырастает во взрослую женщину за пару дней и начинает активно пытаться устранить собственную мамочку. Но и это пусть! Убивает наповал эпизод (ставший к тому времени поистине долгожданным) смерти Зены и Габриель. А было все просто: римский император за какие-то провинности приказывает распять на крестах подружек и оставить их умирать среди снегов (откуда снег, никого уже особенно не удивляет). После трогательного прощания (длиною серии в три) и фоновых песен в стиле «энигматик» девчонки попадают на небеса. Этот момент смотреть можно только представителям сексуальных меньшинств, остальных может случайно стошнить. Ну не всякий может понять и оценить любовь одной якобы древнегреческой женщины к другой якобы древнегреческой женщине, да еще выражаемой без малейшего стеснения. Что ж, конец сериала, если кто из терпеливых зрителей до него доберется, принесет только одно – облегчение.


Фильмов на «древнегреческую» тематику снято много. Как-никак герои и боги в этих благодатных землях водились в изобилии, и каждый успел наделать подвигов как минимум на стосерийный сериал. Так что ждем новых шедевров.
Обсуждаем на форуме.