Юлия Вострокнутова
Дракула – великий и ужасно… смешной
(Очень краткое содержание юмористического романа
Б. Стокера)
Кто не знает красавца и умницу графа Дракулу? Это едва ли не самый популярный мужской персонаж (после Прекрасного Принца) в литературе. Он харизматичен, брутален и просто неотразим. Он любимец женщин и причина зависти мужчин. Он – вне конкуренции. Он – самый-самый. Да, он таков… но не в книге Брэма Стокера «Граф Дракула».
Каким же предстает перед нами всемогущий вампир? Он ведет мирную и чуть занудную жизнь трансильванского пенсионера, которому только и осталось, что вспоминать прежние битвы и вытирать пыль с медалей, полученных за отвагу. И вдруг (седина в бороду, бес в ребро) ему захотелось взбодриться, поехать покутить – и не куда-нибудь, а в Лондон, по тем временам - средоточие мирового порока, место куда более злачное, чем Париж.
Почему же именно the capital of Great Britain? Во-первых, проще затеряться там в толпе; во-вторых, «столица мира», возможностей развернуться больше… Ибо хотел он не больше не меньше, а мир завоевать и всех превратить в кровососов. Но этот юношеский максимализм и завышенная самооценка Дракулу до добра не доводят – надо было ему для начала потренироваться в терроризировании какого-нибудь балканского городишки, а уж потом идти в большой свет. Потому что, как выяснилось в процессе, у этого большого света зубки оказались поострее, чем у графа-вампира.
Спору нет, прибыл в Англию Дракула с шиком – на корабле-призраке, полном мертвецов, аки Смерть на коне бледном. Была в старике склонность к дешевым театральным эффектам и драматическим позам, была.
Приехав на Альбион, Дракула с маниакальным упорством привязывается к некой Люси Вестенра, навещая ее «поужинать» чуть ли не каждую ночь, совершенно наплевав на конспирацию. И хотя всем уже давно ясно, что дело темное, девушку и читающую публику еще страниц двадцать будут изводить перечислением медицинских операций, проводимых над больной. Медленное умирание Люси от малокровия описано так медленно и затянуто, что исподволь начинаешь желать, чтоб она зачахла поскорее и повествование перешло к чему-нибудь более интересному. Сюсюканье стада женихов над Люси утомляет – полагаю, не только читателей, но и ее саму. У меня большое подозрение, что она и в летаргию от этого впала.
С приездом веселого доктора Ван Хельсинга болезная Люси, обрадовавшись, что сюжет наконец может сдвинуться с мертвой точки, быстренько умирает, шустренько оборачивается в вампира и изо всех сил нарывается на колья и чеснок. Не иначе как девица вступила в сговор с Ван Хельсингом, потому что акция, направленная на разубеждение самых завзятых скептиков из числа ее женихов удалась на двести процентов: при виде восставшей из мертвых Люси, которая в традиционном белом саване, кряхтя и надрываясь, волокла по кладбищу ребенка, а затем демонстративно кусала его на глазах у всех, женихи дружно плюнули и решили, что с такой барышней они дружить больше не хотят.
Отвязавшаяся от надоевших поклонников Люси могла бы вздохнуть с облегчением, но молодые люди впали в новую крайность. Сработал старый принцип «От любви до ненависти – один шаг», а поскольку любовь – уже пройденный этап… «Мы освободим ее душу!» - заявили джентльмены, натачивая осиновые колья и чистя чеснок. А саму девушку спросили? Может, ей так нравится. Но английские джентльмены не имели обыкновения выслушивать мнение женщин. И поэтому отрубили Люси голову. И никто из трепетно любивших девушку женихов даже не прослезился. Баба с возу, книжке легче.
После зачистки склепа обнаружилось, что в запале колов настрогали слишком много, а от запасов чеснока ломилась кладовка. Девать это добро было некуда, а выбрасывать хорошие вещи скуповатым англичанам было жалко. И тут Ван Хельсинг вовремя вспоминает, что в Лондоне теперь живет трансильванский граф и можно потратить неиспользованный реквизит на него. Дальше начинается такая свистопляска, что впору закрывать книгу – бедного Дракулу дискредитируют в каждом эпизоде. Так, пока охотники за нечистью уничтожают его родные гробы методом анти-вампирьей дезинфекции (пропорции: 1 освященная облатка на 1 гроб), тот только щелкает клювом и даже не пытается напасть на обидчиков.
Совсем распоясавшиеся от безнаказанности Ван Хельсинг сотоварищи вообще перестают считать графа за человека - они вламываются в его дом на Пикадилли средь бела дня, роются в личных вещах хозяина и для полной победы добра над злом грабят, отнимая последние деньги. Сцена просто прелестная: шайка-лейка устроила засаду в том самом купленном Дракулой доме, а когда он вошел, рыцарственные герои напали на жертву всей кучей-малой, размахивая ножами и пистолетами. Вы надеетесь, читатели, что Дракула обрадовался возможности поубивать сразу всех своих недругов скопом? Нет, грозный повелитель нежити побледнел, покрылся испариной и испытал желание бухнуться бандитам в ноги, вопя: «Дяденьки, я больше так не буду, чес-слово!» Но это желание граф в себе поборол и просто выбросился в окно, разроняв из карманов золото в чаянии, что налетчиков оно отвлечет. И это называется предфинальная схватка плохих и хороших? Да разборки первоклассников за углом школы проходят более захватывающе и кроваво.
А заканчивается эпопея Дракулы с завоеванием мира так, что читать было стыдно. Стыдно за великого господаря Валахии, храброго полководца и легендарного «Сажателя-на-кол», который бежал домой, поджав хвост и острые ушки. Ну еще бы, ведь за ним гнались по следам старик (Ван Хельсинг), мямля-лорд (Артур), психиатр (Сиворд), туповатый американец (Моррис), инвалид (Гаркер) и (это самое ужасное!) женщина. А такая компания пострашней любых «голубых беретов» в День десантника будет. И вот нам картина маслом: граф скачет в гробу по Карпатам, за ним с гиканьем и свистом несутся истребители вампиров с крестами и винтовками наперевес, а их подбадривает кровожадными воплями «Бей его, ребята, я его знаю - он не с нашего района!» кроткая нежная мадам Мина, идеал жены и подруги, добрейшая душа, полная всепрощения. Да если бы Дракула мог, он бы умер второй раз – от страха.
Мир его униженному праху…
А вы знаете, что….
Дракула оказался прекрасной домохозяйкой – он и подвозит Гаркера до замка, и помогает внести багаж, и готовит так, что пальчики оближешь, и стирает, и моет посуду, и постель как профессиональная горничная заправляет. Жаль, никто не надоумил графа открыть в замке пятизвездочный отель премиум-класса – глядишь, и старику развлечение, и туристам веселье.
«Дракула» - переполненное сексом произведение? Практически эротический дамский роман. Живет граф с тремя красивыми вампиршами. То есть жил. Видно, годы-таки берут свое, и сожительницы-иждивенки прямо упрекают Дракулу, что «любить он не умеет». Ну а что они хотели: мужчине около пятисот лет, а их трое на одного. От воздержания у девушек портится характер, возникает тяга к изменам и формируется нехорошая привычка приставать ко всякому мало-мальски молодому здоровому мужчине в радиусе досягаемости.
После того, как Ван Хельсинг торжественно всем рассказал секрет полишинеля, что Дракула – это, оказывается, Дракула, герои долго и подробно пересказывали друг другу свои личные столкновения с вампиром (то есть повторяли содержание предыдущих серий – видимо, для особо невнимательных читателей). Позднее этот прием стали широко использовать в латиноамериканских сериалах.