Юлия Вострокнутова.
А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне" (записки на полях)

- В начале сказки царь уехал - зачем и куда, нам не говорится. Царица садится ждать его у окна: нам сообщается, что

Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.

Затем проходит 9 месяцев, и в сочельник (то есть в конце декабря) у нее рождается дочь. Но путем простых расчетов на пальцах можно выяснить, что для того чтобы родить в декабре, забеременеть царице нужно было в апреле. А какие в апреле вьюги (пусть даже и на Руси)? А царь-то уехал во время холодов… То ли Пушкин дал маху со сроками и сезонами, либо царица была не промах и без мужа не скучала - а так ему и надо, нечего по чужим сторонам раскатывать.

- Молодая жена царя - якобы отрицательный персонаж?!
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

То есть из слов автора следует, что это была умная и при этом еще и красивая женщина, что в сочетании встречается редко. Ну и что, что "ломлива и своенравна"? Как-никак царица. В половине исторических романов Дюма самые привлекательные женские характеры - именно такие (я уж про Анжелику и ее приключения не говорю).
Это российский менталитет требовал от женщины покорности, а до чего молчаливое потакание мужу довело первую царицу? Правильно, до глубокой предродовой депрессии с летальным исходом.
И почему молодую царицу считают мерзавкой? Ее поведение вполне адекватно: падчерицу она не обижала, пока их дороги не пересеклись в женской сфере - ну какую бы красавицу не задел факт, что на смену ей подросла не более достойная, а всего лишь более молодая соперница? Вообще надо заметить, царица не ведет себя как злодейка - ее поразительно мало интересуют власть, трон; все интересы этой женщины сосредоточены лишь вокруг красоты - что для женщины простительная слабость. Царь и женился-то на ней внешности ради ("и он был грешен"), так что для царицы было естественно дорожить своей красой.

- Кстати, вот о царице говорится "и умом и всем взяла", а о царевне лишь вскользь упоминается, что была "белолица, черноброва, нраву кроткого такого". И при этом никакой индивидуальности у девушки… К слову, весь размах "кроткого" нрава царевны выяснится позже, когда она окажется у богатырей: тут-то и станет ясно, какая она "преданная невеста, заботливая дочь".

- Поразительная русская наивность! В качестве наемного убийцы используют Чернавку - сенную девушку (служанку). Видимо, сенные девушки на Руси отличались кровожадностью и физической силой, если им можно было доверить такое непростое поручение. Почему царица не подкупила какого-нибудь мужчину - конюшего или стражника (как в исходной сказке о Белоснежке)? Допустим, царевна в лес с мужчиной бы не пошла, это было не принято. Хотя, помня то, что она как ни в чем не бывало проживала под одной крышей с семерыми мужчинами зараз…
Зато сразу видно, какие поистине демократические нравы существовали в сказочном государстве: царевна, как нечто само собой разумевшееся приняла тот факт, что ее запросто позвала на дальнюю прогулку в чащу какая-то служанка. Другой вопрос: почему их выпустили из дворца только вдвоем, без охраны? Где элементарные меры безопасности? Патриархальная простота, одним словом.

- Царевна пропала (чего и следовало ожидать). Самым простым было бы допросить слуг, нянек и мамок, потому что наверняка вокруг юной девушки должны были находиться опекающие женщины, свита, притом в невероятном количестве, просто толпами. Куда смотрела вся эта придворная орава? Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы сложить дважды два: царевна-наследница все же не иголка, чтобы просто так потеряться.
- Дальше - интереснее. По оброненным автором сведениям становится ясно, что царевна все это время находилась буквально под стенами родного дома:
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.

Далеко ли могла отойти пешком девушка? Не очень. Следовательно, ее не слишком-то усердно искали, если даже не удосужились прочесать окрестности царской резиденции. Хотя что взять с этих людей, которые единственное царское дитя проворонили? Кстати, царица в образе старухи тоже приходит к терему пешком - то есть о близком местонахождении царевны знали все, кроме двух человек - собственно царя и Елисея.

- Интересное географическое наблюдение:
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять…
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса…

Учитывая, что богатыри выезжали до зари, а возвращались всегда к обеду, то от дома богатырей "средь зеленыя дубравы" было не более 15-20 км и до места гнездования уток, и до степи, и до Пятигорья.

- Почему царевна не попросила богатырей отвести ее к отцу и жениху, которые места себе от беспокойства не находили, пока она жила в лесном тереме? Богатыри тоже прекрасно знали, что "царевну принимали". Очевидно, положение вещей, когда царевна живет у богатырей, априори устраивало всех.
У Пушкина есть фраза -
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.

С какой стороны это описывает девушку? Хороша положительная героиня, устроила себе незапланированные каникулы перед свадьбой...
И хотя царевна отказала сватавшимся к ней богатырям, отговариваясь тем, что ей "всех милей королевич Елисей", но к жениху возвращаться как-то не спешила... Конечно, семь поклонников лучше, чем один!
Известно, что Пушкин брал за основу сказку братьев Гримм о Белоснежке, и все перипетии сюжета перенесены оттуда. Однако при переводе одной культуры в другую у автора вкралась некоторая смысловая ошибка: Белоснежка была маленькой девочкой, испуганной и одинокой, она действительно заблудилась в лесу, она знала, что семьи у нее больше нет, и попала она к гномам (тут можно усмотреть иронию: у них - карлики, у нас - богатыри), которые ей выйти за них замуж не предлагали, и страдающего в разлуке жениха у нее, разумеется, не было. Одним словом, несчастное дитя имело полное право жить у приютивших ее волшебных созданий. Тогда как русская героиня … Любая нормальная девица на ее месте покоя бы не давала богатырям, умоляя отвести ее к отцу (тем паче папа жил по соседству), но царевна сидела в тереме на положении домохозяйки и в ус не дула.

- Царевна не умела думать логически (в сказке никто не умел, кроме царицы). Нищая черница приходит к ней во двор, прося подаяние, при этом в обмен на хлеб дает яблоко. Любой бы задумался: если у голодающей старушки есть яблоко, зачем она его отдает девушке, живущей в богатом тереме и явно в яблоках не нуждающейся? Нет ли подвоха? И еще: ну что царевна позарилась на этот несчастный фрукт, неужели у нее яблок в кладовой не было?

- Царевна умерла (ура!). Братья (христиане, что неоднократно подчеркивается упоминанием, что у них в доме есть образа и тому подобные предметы культа) не подумали отнести ее в церковь, пригласить священника или хотя бы сообщить царю-батюшке.
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили…

Вместо этого они просто-напросто в полночь (весьма дурное для христианских похорон время), положили в хрустальный гроб (где они в России вообще нашли такой гроб, большой вопрос, и как им пришло в голову класть труп именно в прозрачный гроб?) и подвесили на столбах в пещере. Выставить мертвое тело в витрине - брр, вот больная фантазия была у братьев. Попахивает извращением, между нами говоря… Они же по сути надругались над телом, оставив его без погребения - хуже было бы лишь в том случае, если б они из него чучело набили.

- Многострадальный Елисей, разговаривающий со стихиями, тоже отличился. Мы не будем рассматривать вопрос, почему ни солнце, ни месяц не видели царевны - быть может, просто не обращали внимания на "самую красивую девушку планеты". Кто ж поймет астрономические объекты… Дело в другом.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.

Заметьте, канонического сказочного поцелуя не было. Елисей поступил по принципу: "выдерни шнур, выдави стекло", как при чрезвычайной ситуации. А где же "всепобеждающая сила любви"? То есть, если бы братья-богатыри случайно разбили гроб по дороге, ожившая царевна была им должна по жизни одну свадьбу? Этак любой мог прийти и стукнуть по хрусталю. Что-то Пушкин тут перемудрил с невинностью и платонизмом сцены. Хотя, с другой стороны, в прочих сказках целуют то лягушек, то чудищ-мутантов, то мертвых девушек… Так что Елисей поступил довольно естественно - не стал лобызаться с трупом. А вот ожившую царевну мог бы и чмокнуть, да, а не рыдать мелодраматически… Видимо, сказался шок - увидеть восстающего из гроба все же мертвеца не шутка.

- Складывается ощущение, что Пушкин писал "Вредные советы" для юных особ царской фамилии: ходи в лес гулять с одной только чернавкой, вламывайся в чужой дом без разрешения, оставайся жить с целой толпой холостых молодых людей подозрительных полукриминальных занятий, ешь полученные от незнакомцев немытые фрукты - и будет тебе в конце маленькое женское счастье. Хм, может, стоит попробовать?