Илья Ильф и Евгений Петров. Одноэтажная Америка.

ООО "Ардис", 2008

Читает Владимир Самойлов

Так уж сложилось, что с именем советского дуэта сатириков у читателей ассоциируются романы о похождениях Остапа Бендера – «Золотой теленок», «12 стульев». А ведь это пусть и известнейшие, но не единственные произведения Ильфа и Петрова.

«одноэтажная Америка» - путевые заметки, сделанные писателями во время путешествия по США в 30-е гг. прошлого века. Разного можно было бы ожидать от этой книги – и пестования Запада, и его абсолютного осуждения – как-никак велись эти записи для массового чтения в период сложный для отечественного литератора. И тем не менее Ильфу и Петрову удалось быть максимально искренними, не ударяясь в перекрашивание в белое или черное всей картинки. Да что там – спросите сегодня среднестатистического туриста (какого-нибудь студента), и, глядишь, отзывы не будут уж слишком отличаться от комментариев 70-летней давности.

Довольно быстро приходишь к выводу, что путешественники используют метод «от противного». Им не раз удается вырвать из груди читателя завистливый вздох: ведь товарищи Ильф и петров гуляли по Бродвею, видели то, видели это…

Однако утро вечера мудренее, и на рассвете блистательный (во всех смыслах) Нью-Йорк превращается в идиллическую деревеньку: пейзаж из невыразительных зданий с развешанным бельем и гуляющими по крышам котами разбавлен несколькими небоскребами.

Много внимания путешественники уделяют быту американцев, особенно много – пище. Они восхищаются аккуратностью и внимательностью работников общепита, но тут же указывают, что продукция многочисленных кафе и ресторанов не приносит удовольствия, вызывая почти что брезгливость. Так читатель оказывается в затруднении6 только что он пребывал в восхищении стройной системой обслуживания, а тут его грубо окунают в холодную воду.

Из отчетов Ильфа и петрова читатель узнает, что рядовой американец начал страдать от засилия рекламы за много десятилетий до нас. Да, неискушенному в маркетинге советскому гражданину было совсем непросто свыкнуться с этим кричащим изобилием…

Словом, книга представляет собой обширную, очень подробную энциклопедию среднеамериканской жизни, не такой уж и праздничной, каковой она кажется из-за океана, сдобренной рассказами о событиях отнюдь неординарных: знакомство с легендарными писателями, актерами, учеными – Хэмингуэем, Чаплином, Фордом, Эдисоном; экзотическими зарисовками – скажем, визит в Белый дом и т.д. и т.п. Разумеется, не обошлось и без сопоставительных выводов, но в них сатирики предельно корректны, не навешивая ярлыков, они делают вполне прогнозируемые выводы об изучении положительного опыта идеологического противника.

Чтец Владимир Самойлов немало поспособствовал благоприятному восприятию аудиокниги. В меру эмоциональное, но нисколько не занудное исполнение делает прослушивание «Одноэтажной Америки» весьма приятным времяпровождением.


Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы.

ИП Злыгостев А.С., web-проект Historic.ru

Читает Иван Луговой

Мода на все японское пришла в нашу страну относительно недавно, но позиции заняла лидирующие и в подполье уходить не собирается. С каждым днем растет армия анимешников, любители изящной словесности зачитываются японской литературой, а экстремалы объедаются суши (которое, на самом-то деле, никакое не суши) – словом, делается все, чтобы понять загадочную японскую душу.

Надо сказать, попытки разобраться в тонкой душевной организации наших восточных соседей предпринимались не раз и не два на протяжении нескольких столетий. Немало таких исследований и в русской, а позже и в советской этнографии. Пример тому – книга с лаконичным названием «Японцы». Что ж, много можно было бы ждать от этого текст, тем более что его сочли достойным аудиовоплощения.

Однако восторги медленно увядают уже на 1 главе, являющейся экскурсом в историю японистики. Усугубляет ситуацию качество исполнения – однотонное чтение без выделения ключевых фраз, фамилий, и приятная энигматическая музыка на заднем плане дело не поправляет… Периодически проскальзывают любопытные факты, но все они тонут в потоке документальной информации.

Изрядную часть 2 главы занимает рассказ о религиозной ситуации в Японии. Авторы достаточно подробны в описании каждого религиозного течения, позволяя почувствовать специфику отношения японцев к этой части жизни.

Далее, наконец, повествование сворачивает в сторону обычаев и быта – речь идет как о «роли женщины», воспитании детей, так и о таких явлениях культуры, как икебана, игра в го и т.д.

Вообще, книга оставляет смешанное впечатление – предлагая читателю массу интересной информации, она не вполне преуспевает в составлении представления о народе. Вряд ли эта работа – лучший выбор для подготовки в поездку в Страну восходящего солнца. Учитывая количество научной информации, книгу можно было бы причислить к учебным пособиям по этнографии, но смешение энциклопедической информации и бытовых подробностей, а также небольшой объем не вполне удовлетворяют этому условию.

Обсуждаем на форуме