Ольга Бибикова. Арабы

М: АСТ/ АСТ Москва/ Хранитель, 2008. 448 с.

Востоковедение уже давно стало полноценным научным направлением. И правда, отправляясь в рабские страны, рискуешь попасть впросак на каждом шагу. Да, без знаний обычаев и традиций здесь не обойтись, и книги, среди которых и очерки Бибиковой, вам в помощь.

О. Бибикова – известный ученый-востоковед, и книга, коротко и незамысловато названная «Арабы» - сочинение, позволяющее получить весьма подробное представление об этом народе. Хотя издание написано «для студентов», оно мало походит на учебник и предназначено для любого интересующегося арабской историей и культурой. Немало в книге и «лирических отступлений» - воспоминаний автора о пребывании автора в странах Ближнего Востока, курьезных случаев и фактов из серии «это интересно».

Структура очерков вполне академична: начало представляет собой экскурс в историю арабов и основы ислама. Бибикова перечисляет столпы религии, останавливаясь на обрявой стороне: как правильно совершать молитву (ведь опуститься на колени по призыву муэдзина – лишь часть ритуала, что такое хадж, каковы основные мусульманские праздники – всему этому посвящена 2я глава книги.

Последующие разделы затрагивают другие, не менее важные области жизни арабов – семью, отдых, развлечения, одежду.

Радует то, что Бибикова не обобщает арабскую нацию, а указывает особенности деятельности и мировоззрения людей относительно места проживания. Действительно, странно было бы предположить, что египтянин, иранец и йеменец ничем не отличаются друг от друга только потому, что и тот и другой – арабы.

Другая особенность текста – обилие непосредственно арабских терминов. Это, несомненно, вносит вклад в создание представления о народе, но и затрудняет чтение -было бы нелишним снабдить книгу маленьким словариком.

В целом очерки оставляют очень приятное впечатление: и живостью материала, и историческими справками, и приятным стилем.


Стивен Кокейн. Странники и островитяне.

Азбука, 2008. 384 с.

Вне всякого сомнения, фэнтези, получающая титул «нетрадиционная»,заслуживает больше внимания, чем творения очередного «ученика Толкина». Всегда интересно – ну что там такого? Кто-то ограничивает тем, что меняет добро и зло местами (как вы не верите, что орки – воплощение ума и добродетели, а эльфы – ну каждый ушастый антихрист?!), кто-то намешает в книге столько всего, что к середине перестаешь что-то понимать, кто-то просто эпатирует читателей скандальными сценами.

Кокейн, что делает ему честь, отказался от внедрения в канву сюжета эльфов, гномов (пока, во всяком случае), ограничиваясь миром людей – пусть и не совсем обычных. «Странники и островитяне» - первая книга цикла, поэтому составить полную картину вселенной не удается. Однако взять на заметку некоторые детали не помешает.

В романе присутствуют три линии повествования. Первая из них заставляет вспомнить мистические триллеры о таинственных существах в заброшенных домах (привет Лавкрафту и Кингу), которые умело нагнетают атмосферу туманными угрозами, но после меняют гнев на милость. Второй герой – маг, королевский советник, изобретатель Машины Эмпатии, позволяющей подсмотреть будущее. Чем-то его поведение напоминает «кризис среднего возраста» - и влечение к молоденькой помощнице, и внезапные странствия, в ходе которых выясняется, что королевский маг на деле менее перспективен, нежели свежий выпускник захудалого магического института и что ему определенно стоит «пересмотреть жизненную позицию». Ну и, наконец, третий герой, иллюстрирующий собой линию взросления и возмужания. Тут тоже не без подсказок – странные друзья в детстве, порочащие связи в отрочестве, обучение в загадочной школе.

Словом, намешано тут много: и намеки на стимпанк, и мистика, и мистерия. Остается только надеяться, что в последующих книгах автор сможет соблюсти баланс и продолжить достойно творить экспериментальное фэнтези.


Мария Галина. Малая Глуша.

Эксмо, 2009, 480 с.

Странная судьба у этого автора и этой книги. Рассказы и повести Галиной издаются в сборниках фантастики, а повесть «Малая Глуша» не менее охотно опубликовал «новый мир». А теперь повесть нашла новую жизнь в твердом переплете. Словом, многое говорит, что если книга если и не шедевр, то чтиво вполне достойное. Затруднение вызывает, в первую очередь, определение стиля и жанра. Любители фэнтези увидят в «малой Глуше» непривычный антураж – российская глубинка конца 80-х гг. Выбор этого хронотопа предполагает, скорее, социальную научную фантастику (тем более и взрыв Чернобыльской АЭС там упоминается), однако «Малой Глуше» больше свойственные черты текста философского, фантасмагорического. С другой стороны, и ярлык «мастер женской прозы не слишком информативен, хотя к чему-то «обязывает»». Что только не скрывается под ним: и любовный роман, и психологическая драма. Есть в «Малой Глуше» и любовь, и драма, однако первое, что идет на ум при чтении, - русские народные сказки и былички. Еще бы, Богом забытая провинция, патриархальные деревушки, девственные леса со своими сюрпризами и люди, подчас более страшные, чем огненные змеи и лешии. Но и эти деревеньки – ещё цветочки, ведь пресловутая Малая Глуша является своего рода перевалочным пунктом для отправляющихся за реку. А что находится за этой рекой – догадайтесь сами, благо подсказок оставлено вагон и маленькая тележка.

У человека, знакомого с мифологией и, не побоюсь этого слова, культовыми работами В. Проппа о волшебной сказке, чтение будет постоянно прерываться возгласами узнавания – образов здесь собрано и впрямь великое множество – причем не только и не столько из миологии славянской. Впрочем, книга эта примечательна не только тем, что является «находкой для филолога».

Язык повествования блестящий - без излишних красивостей, но избавленный от излишнего примитивизма, он помогает удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования. Этот текст предназначен для чтения вдумчивого и неоднократного, ибо его изящество не раз и не два способно увлечь из мира реального в такую приятную, но столь морочную идиллию.

Обсуждаем на форуме