Дина Д. Майер
Паганини или Снейп?


Друзья, прошу вас на время отбросить здравый смысл и с должной толикой юмора прочесть мои "ужасно серьезные" подозрения о том, что под именем Н. Паганини в нашем мире, по неизвестным мне причинам, скрывался зельевар С. Снейп (ну, как минимум, его прототип), что я и берусь доказать выявленными фактами его жизни. А насчет возможных неувязок, так кто знает, что было важнее для Роулинг, сама история или историческое время? Опять же, хроновороты там всякие. Мы многого не знаем наверняка, но догадываться... имеем полное право о многом. Итак, мой свиток в 20 футов:

    
    ИСТОРИЯ ОДНОЙ ГЕНИАЛЬНОСТИ, ТАК ПОХОЖЕЙ НА ИСТОРИЮ О НЕМ, О СЕВЕРУСЕ…
    
    

О, гениальность! ты богов подарок, свет небесный!
    В каком жестоком мире твой удел гореть!
    Сколь часто истязает дух недуг телесный,
    Чем пламя жизни заставляет еле тлеть,
    Когда измотанные нервы столь часто не дают тебе
    Победу одержать над болью в самоотверженной борьбе
    Увы! Порой нужда - печальный гость...
    Д.Краббе

    До сих пор в изложении фактов биографии Николо Паганини, итальянского скрипача-виртуоза и композитора, спустя почти 170 лет с момента его исчезновения из нашего мира, ощущается мощный налет мистики.
    




    1. МАГИЯ ГЕНИАЛЬНОСТИ
    В основе мифа о Паганини уникальность непревзойденного до сих пор музыканта - гения, формируемая исключительными обстоятельствами его жизни. Ему дарили бесценные скрипки, платили бешеные гонорары за выход на сцену, обожали женщины, боготворили любители музыки. Профессионалы бросали ему вызовы – и все, все, проигрывали. Он непобедим до сих пор. Вместе с успехом пришла и его странная слава, полумистическая, полулегендарная. Люди, не умевшие разумом объяснить неповторимую виртуозность его исполнения, заговорили о дьяволе. Это страшное обвинение будет с ним всегда, этот слушок «Николо Паганини душу продал за свою игру» станет лейтмотивом каждой новой сплетни, а потом – каждой более-менее литературной биографии. Всюду, куда он приезжает, слухи опережают его. Был ли он шпионом карбонариев? Он продал душу дьяволу? Он участвует в революции? Он скуп сверх всякой меры, поэтому отказывается играть благотворительный концерт? Он позер, кичащийся своей щедростью, поэтому делает царские подарки – двадцать тысяч франков бедному композитору Берлиозу? Во время чумы он играет концерты в пользу бедных? Он, он, он. Однако были не только слухи об одиночном тюремном заключении Паганини (аналогия- Азкабан) или о вмешательстве сверхъестественных сил, когда он заключил сделку с дьяволом (аналогия - Волдеморт) ради совершенства скрипача, но так же известны и факты о массовых мистических переживаниях слушателей на его концертах. Подобную ситуацию проницательно описал Ференц Лист:«Когда сорокалетний Паганини, талант которого в то время достиг вершин совершенства, выступал в концертах, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то сверхъестественным явлением. Он вызывал такую бурю восторгов, столь могучими оказывались и чары его воздействия на воображение слушателей, что восприятие переносилось за пределы действительности. Вот когда всплыли легенды Средневековья о ведьмах и привидениях. Чудеса, творимые его игрой, стали связывать с прошлым, загадочность его необъяснимого гения старались постигнуть лишь с помощью еще более загадочных явлений. Договорились чуть ли не до того, что он будто бы продал свою душу дьяволу и та самая четвертая струна, на которой он извлекал такие волшебные мелодии, будто бы сделана из кишок его жены, которую он собственными руками задушил…» В свою очередь, знаменитый французский писатель Стендаль, близко знавший артиста, в книге «Жизнь Россини» повторил легенду, чем вызвал искреннее негодование Паганини, согласно которой к вершинам мастерства Паганини привели «не длительные, упорные занятия и учеба в консерватории, а ошибка в любви, из-за которой, как говорят, он много лет провел в заключении, где сидел в колодках всеми забытый и одинокий. Там у него оказалось только одно утешение – скрипка, и он научился изливать на ней душу…».
    Но самая волшебная версия принадлежит перу Г.Гейне в новелле «Флорентийские ночи», написанной после посещения концерта Паганини в Германии. Его впечатления описаны устами героя, по имени Максимилиан. Позволю себе вольный пересказ. Итак, Максимилиан впервые увидел Паганини еще днем, в аллее парка. И даже среди бела-дня Паганини показался ему существом «баснословным», вечером же в концерте Максимилиан еще более был поражен его зловещею и странною наружностью. «Местом этого концерта была зала гамбургского театра», где еще задолго до начала концерта собралось большое количество любителей музыки. «При этом и священное молчание царствовало в зале. Все взоры были устремлены на сцену. Все уши в ожидании Маэстро готовились слушать». «Наконец, на сцене появилась мрачная фигура, вышедшая, казалось, из царства теней. Это был Паганини в своем черном парадном костюме… странного покроя». Руки его были чрезвычайно длинны, движения угловаты, поклоны он отвешивал неслыханные, на лице имел выражение мольбы и смиренности. Но когда «чудный артист поднял скрипку и заиграл на ней», все вокруг преобразилось. С каждым ударом смычка Паганини высекал видимые образы и положения, в которых вел цветную игру теней. Вот он с умилением и восторгом аккомпанирует на скрипке своей юной возлюбленной. Сам облачен в красивый атласный наряд. Черные кудри обрамляют его лицо, которое блистает молодостью и здоровьем, а время от времени оживляется тихой нежностью. Звуки скрипки превращаются в светлые формы и краски, пьянят, волнуют, наполняют сладострастным блаженством. Зал взрывается аплодисментами. В следующий момент «вся фигура артиста вдруг подернулась густою тенью, и из тьмы начали вылетать страшно резкие звуки скорби» . Позади Паганини зашевелилась фигура, «лицо которой обличало веселую козлиную натуру, а длинные, обросшие волосами руки… по временам ложились на струны скрипки Паганини, помогая ему». В эти минуты в глубине сцены можно было увидеть «толпу маленьких женщин, качавших со злобной радостью своими безобразными головами». Вдруг Паганини резко повел смычком, раздался звук безумия и отчаяния, его зловещий помощник исчез, и произошло преображение звуков. «Паганини, со всем окружающим его, предстал… в совершенно новом виде». Его едва можно было узнать под темной монашеской рясой (читай мантией мага). Он стоял на выступе скалы у моря и играл на скрипке. Его рука как будто била воздух смычком, и он казался настоящим волшебником, повелевающим стихиями. «…Все выло, ревело, трещало, точно, разрушалась Вселенная». Это видение было такое ошеломляющее, что Максимилиан, чтобы не сойти с ума, заткнул уши и закрыл глаза… Когда он снова их открыл, все привидения уже исчезли, и он «увидел, как бедный генуэзец, в обыкновенном виде своем, по своему обыкновению раскланивался с публикой, которая восторженно аплодировала». К счастью пауза длилась недолго. Паганини снова спокойно приставил скрипку к подбородку, и с первым ударом смычка началось новое преобразование звуков. «Звуки развертывались спокойно, величественно вздымаясь и нарастая, и все вокруг развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором стоял гордый, величественный человек, стоял твердо и уверенно, как величественный образ божества и играл на скрипке, и казалось, все сотворенное повиновалось его аккордам. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная…» И действительно, после концертов Паганини многие говорили то о поющих ангелах, то о дьявольских видениях, известны даже случаи самоубийств «чрезмерно впечатлительных». Скрипка (аналогия-трансформированная «волшебная палочка» ) в его руках творила чудеса, пробуждая особую чувственность, так многие женщины теряли сознание под впечатлением его искусной игры (его Саntabile и др. музыка есть на ю-туб).. За удивительную способность передавать игрой на скрипке настроение и различные звуки – голоса птиц, смех любимой женщины, плач ребенка, боль и отчаяние, искрометную радость – Паганини называли чародеем, продавшим душу дьяволу, даже «самим» сатаной. Обыватели были уверены, что без вмешательства нечистой силы здесь не обошлось, ибо ни одна скрипка, созданная человеком, не звучала так, как скрипка Паганини!
    Мое мнение, что под музыку 1-го концерта Паганини возможно не только медитировать, но и излечить многие проблемы. (ну чем музыка не зелья?) Одно из таких упражнений предлагает Дон Кемпбелл в своей книге «Эффект Моцарта». «Возьмите запись, ну скажем, Второго скрипичного концерта Паганини,… (лично я предпочитаю его 1-й концерт) Когда зазвучит музыка закройте глаза и постойте минуту другую, расслабляя свое тело, делая глубокие вдохи, освобождаясь от напряжения в ступнях, коленях, бедрах, корпусе, кистях, локтях, предплечьях, плечах и голове., представьте что ваши руки начинают испускать ритмы, эмоции, музыкальные пассажи, в то же самое время музыка ведет вас, входит в ваше тело, заряжает энергией ваши руки. Пусть ваши руки и тело лепят, формируют, ласкают музыку. Представляйте себя скульптором звука….
    Ежедневный десяти-двадцати минутный сеанс приведет в порядок ваши мысли, послужит хорошим физическим упражнением и поднимет творческий дух». Лично я пробовала, и знаете, работает!
    
    2. ТАИНСТВА ИНТИМНОЙ ЖИЗНИ
    Он был невероятно влюбчив, непостижимо сексуален и в то же время так раним…То множество любовных связей, то чуть ли не аскет…Несмотря на его ужасно противоречивый характер, среди его поклонниц и любовниц были, как именитые женщины: важные сеньоры, баронессы, принцессы, подобно Элизе Бонапарт, так и обыкновенно доступные.
    До конца его дней, а умер он (как и Снейп) рано, в 57 лет, многие юные девицы безуспешно пытались женить его на себе, бросая мужей, как баронесса фон Добенек, его личная прекрасная Елена, так и не пережившая ветрености своего музыкального возлюбленного (уже после разрыва она навсегда покинула мир, став католической монахиней), или даже подавая требования в суды. В чем же секрет его притягательности и недоступности? Может быть он скрыт под покровом тайны его юношеских лет, лежащим на 3-х летней любовной связи Никколо с некоей таинственной возлюбленной, известной историкам под именем Дида (читай Лили). Ради нее, единственной, он отказался от скрипки на целых 3 года….о ней он помнил, но ничего более не поведал до конца своей жизни… Умерла ли она …вышла ли замуж …есть множество версий, но кто знает?
    У биографа М. Тибальди читаем о том периоде его жизни: « Известно, что, кроме гитары, в эти годы любви «к знатной даме» у Паганини было и другое увлечение – он "ковырялся в земле" выращивая цветы. Дама владела виллой и обширным имением в Тоскане, где и укрылась вместе с другом ... Что касается знатной дамы, то кто знает, возможно, она была на несколько лет старше Никколó, и муж ее был далеко или же она вдовствовала. Во всяком случае, ее высокое социальное положение определяло независимость и свободу поведения, поэтому она могла себе позволить бросить вызов условностям своими любовными приключениями вроде романа с молодым генуэзским музыкантом. Изведав крайности двух страстей, захвативших его до встречи с ней, – женских объятий и цепких когтей карточной игры, – молодой человек, которому тогда едва исполнилось двадцать лет, почувствовал себя, видимо, несколько утомленным, немного уставшим от всего этого и окунулся в новую любовную связь с головой.
    Тосканская подруга любила его, должно быть, в какой-то мере по-матерински – так часто бывает с женщинами, если их возлюбленный моложе, – и берегла его, как наседка. Она предписала ему правильный и здоровый режим, работу в поле и часы отдыха, которые приятно чередовались с часами пылкой любви. Роман длился, как мы знаем, около трех лет. Очевидно, что Паганини никогда уже больше не испытывал такой привязанности ни к одной женщине. И, наверное, никогда больше не встречал человека, который оказал бы на него столь же благотворное влияние. Эта женщина, похоже, единственная, о ком он вспоминал с нежностью и сожалением. С тех пор он всегда оставался одиноким, несмотря на свои многочисленные приключения бродячего музыканта… Одинок в глубине души как человек и роковым образом привязан к своей скрипке как артист….»
    
    3. ЛЕГЕНДЫ ДЕТСТВА
    Николо Паганини родился в 1782 г. в Генуе в переулке Черной кошки (аналогия-Паучий тупик) в обедневшей итальянской семье, где отец был типичным пьющим «маглом» , заставлявшим ребенка сутками, порой без еды, осваивать мастерство (читай магию) игры на скрипке, а мать описывается женщиной, верующей в чудесное, которую посещали видения (чем не Э. Принц). Так после его рождения ей приснился удивительный сон, и она с волнением рассказала о нем близким и соседям. Явился ей ангел (а может Трелони?) и спросил, какую она хотела бы получить милость от господа, какое желание ее исполнить. И Тереза попросила у божественного посланца, чтобы ее маленький Никколó стал великим музыкантом. И действительно, в 1828 году он впервые покинул Италию, чтобы вернуться сюда уже в самом конце в зените славы. Он проехал всю Европу, немалую часть времени проведя в Англии. Им восхищались Шуман, Россини, Берлиоз, Лист и другие признанные таланты того времени. Стендаль, Байрон, Гейне, всех, на чьи умы и творчество он повлиял, не перечесть.
    А когда Николо исполнилось 4 года, он заболел краснухой. Мальчик заснул странным сном – родители никак не могли его разбудить. Они решили, что он умер. Если бы не вера и молитвы матери, Николо бы похоронили живым. Паганини всегда называл мать своим ангелом-хранителем и всю жизнь не расставался с ермолкой, сделанной из куска материнского свадебного платья, так как верил, что она приносит ему удачу.
    Весьма интересен тот факт, что он не учился в обычной школе, однако, знавшие его в зрелые годы, подчеркивали его образованность и хорошие манеры в свете. Так же любопытно, что первое его публичное выступление, как скрипача, было в 11 лет. (а не учился ли он в каком-нибудь итальянском Хогвартсе? )
    
    4. МУЗЫКА ИЗ МИРА МАГОВ
    В числе его произведений знаменит цикл вариаций на тему «Ведьмы» . Как писал один из слышавших игру Маэстро: « Это одна из прекраснейших и завораживающих вещей, которые я когда-либо слышал…Он встал перед пультом, заняв свое место с повелительным выражением лица. Незадолго перед тем слуги разложили по местам нотные партии. Он самолично вынес на сцену свою скрипку и помесил ее, как обычно, на левую сторону груди, но при этом стиснул ее верхней частью плеча невиданным доселе способом, в то время как его пальцы, подобно длинным паучьим ножкам,) двигались вверх и вниз с совершенным проворством и извлекали из инструмента невероятные пассажи, подобные мыслям, проносящимся в мозгу…» (такие руки вполне могут быть руками зельевара Снейпа по изяществу движений, по овладению мастерством)
    Порыв, накал страсти, бешеный итальянский темперамент, буйство и стремительный полет – вот что такой романтизм Паганини, романтизм, положенный на высочайшую технику. На беспредельность исполнительских возможностей. Паганини идет всегда сначала как скрипач-виртуоз, и лишь потом как композитор. Однако именно по его вещам можно понять, как и что он играл. Потому что его вещи сыграть не мог никто. Только он.
    
    5. НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ МАСТЕР ЗВУКОВАРЕНЬЯ
    Великий композитор и музыкант, который при жизни прославился как «непревзойденный мастер божественного искусства звуков», обладавший магическим даром завораживать публику, он и до сих пор остается примером для подражания. Маэстро разработал целый арсенал исполнительских средств, о которых до него и не подозревали другие скрипачи. После тщетных попыток овладеть его техникой игры современники Паганини объявили его произведения неисполнимыми. Необычайная гибкость длинных пальцев его необыкновенных рук позволяла ему быть таким виртуозным исполнителем, что до сих пор его произведения считаются непревзойденными по сложности исполнения.
    И если современные нам скрипачи все же смогли овладеть подобной виртуозностью игры, то секрет магии его огромного успеха у публики до сих пор не раскрыт.
    А вокруг Паганини-учителя ходили слухи еще более неприятные, чем вокруг Паганини-исполнителя. Говорят, будто он не желал делиться знаниями, будто утверждал, что откроет свои секреты лишь после смерти. Известно лишь об 1 ученике, которого он давал уроки недолгих 7 месяцев. (а был ли кто из маглов вообще способен стать его учеником? )
    
    6. НЕРАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ МАЭСТРО
    Согласно книге Борера, сам Паганини говорил о своей особой “философии скрипки” (аналогия- волшебной палочки), обещая, но так и не исполнив обещания, раскрыть свой секрет после смерти. ( а он умер или все же воспользовался хроноворотом/зельем? ) На основании его писем можно догадываться, что речь идет о некой системе взаимосвязи исполнителя, его инструмента и исполняемой музыки, о понятиях из областей техники игры, восприимчивости исполнителя и области психологии, о так называемом, «магнитном поле». Более того, на основании приводимых Борером сведений, можно предполагать, что упомянутая триада, по всей видимости, увязывалась Паганини с онтологической и теологической проблематикой некоторых философских учений таких мудрецов древности, как Платон, Св. Августин и т.д..
    Создается впечатление, что Паганини словно стремится выйти за пределы какого-либо конкретного инструмента вообще, к выходу за грани возможного. И корни секрета лежат в мире иных возможностей, не человеческих….
    
    7. МИСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    Паганини было уже почти 40, когда у него родился сын Ахилл (имя - то дал ему мифическое, как и принято у магов) от его единственной длительной, после Диды, любовной связи с певицой Бьянкой, которая была так же и его ученицей по классу вокала. Маэстро сына безмерно любил и оберегал… примечательно, что после расставания, Бьянка отдала его отцу,правда, получив за это внушительную сумму.
    Последний раз Паганини выступил в 1839 году на сцене в Генуе. Маэстро вышел на сцену, отыграл концерт, поклонился и попросил у всех прощения.
    Маэстро скончался в Ницце, пребывая в уединении, в 1940 году. За несколько часов до смерти он прогнал от себя доктора и попросил сына принести ему скрипку. Тронув пальцами струны, Паганини вдруг последним отчаянным движением сломал смычок (что бы никто уже не смог использовать его волшебную палочку?) и сказал: «Положи его в гроб, так мне будет спокойнее». Последнее, что он написал на листе бумаги были слова: «красные розы..красные розы..они темно – красные, дамасские…18 понедельник » О чем они или о ком? Ему было всего 57 лет. Но пройдёт ещё столько же, прежде чем душа великого скрипача обретёт, наконец, успокоение.
    Епископ Ниццы запретил хоронить Паганини в освященной земле, объявив его еретиком, который перед смертью не раскаялся и не принял причастия. Сначала гроб тайком захоронили у стен маслодавильни, затем останки перевезли на мыс Сент-Оспис, к подножию башни сарацинов, после перевезли в Геную. И везде местные жители жаловались на мистические звуки и видения рядом с гробом, что и заставляло передвигаться далее. Ахилло отплатил за любовь отца беззаветной преданностью. Это он после смерти Паганини более 50 лет перевозил тело отца с места на место по миру, пока не смог добиться от церкви прощения и разрешения захоронить отца на кладбище в Парме. Как всегда в итоге все решили деньги…..
    Забавно, но та же церковь, что причислила его к колдунам, ранее, на вершине его карьеры, наградила Паганини орденом за заслуги.
    
    ЭПИЛОГ ВСЕМУ
    Северус Снейп - мастер зельеваренья, Николо Паганини - непревзойденный Маэстро скрипки….
    Что мы действительно знаем о них….черты лица, характера, обрывки дум, что слышали другие…Какова истинная реальность подобных им людей, реальность, ощущаемая ими самими. Но ни нам, ни автору истории о «Гарри Поттере» никогда того не узнать, как не узнать и другим подобного о нас….но как же все же хочется…узнать…
    
    "Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения -- совершенно новое.
    Первая делает открытия и подтверждает их, вторая порождает и создает. Талантливый человек -- это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам труднодостижимой; гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность и непостижимость - суть натуры гения"
    Юрген Мейер
    
    Литература, использованная при написании статьи:
    1. Courcy, Paganini, the Genoese, New York: Da Capo Press, 1977, 1957.
    2. Sugden, John, Niccolo Paganini, supreme violinist or devil's fiddler? Midas
    Books, 1980.
    3. Статья "Медицинские аспекты гения Паганини" из сборника "Вопросы
    инструментоведения" Выпуск 4, Санкт-Петербург 2000г. Сичко Ж.
    4. Филипп-Ксавье Борер, "Двадцать четыре каприса Николо Паганини : Их
    значение в истории скрипичного искусства и музыкальной культуре эпохи
    романтизма"[
    5. А.К. Виноградов "Осуждение Паганини"

Обсуждаем на форуме.