Морис Дрюон. Дневники Зевса

Эксмо, Домино, 2009 г., 448 с.

Греческая мифология – наверное, самая известная из «зарубежных литератур». О похождениях балканских небожителей знают не хуже, чем о приключениях иванов, Василис и Змей Горынычей, а книга Куна и по сей день остается обязательной к прочтению в средней школе.

Однако будем честны: «Мифология древних греков» куна – это весьма адаптированная версия сказаний об олимпийцах - кто где царствовал, кто кому кем приходится. Желающие глубже проникнуть в глубь веков могут ознакомиться с «Мифами древней Греции», написанными Р. Грейвзом.

Однако все это сухие факты, и на нашем «операционном столе» книга, представляющая собой художественный пересказ похождений греческого божественного пантеона, именитого французского писателя Мориса Дрюона.

Дрюон знаком российскому читателю по циклу «Проклятые короли», и приятной неожиданностью стал выход не известных нашему соотечественнику произведений писателя. Так, любовь к писателю обрела «второе дыхание»

Итак, «Дневники Зевса», или, точнее, мемуары. Первое, что бросается в глаза, - это антропоморфность мышления Зевса. Перед нами не громовержец, не властитель без души и сердца, а обычный человек, предающийся воспоминаниям и размышлениям, ведущий неспешный рассказ за чашкой чая или бокалом вина. Слушателю Зевса повезло: он получил возможность узнать о сотворении мира, эпохах его существования. В повествовании отсутствуют излишний пафос и небылицы: точно так же любой умудренный жизнью человек мог бы рассказать о своих друзьях, родственниках, возлюбленных.

Дрюон смог полностью «влезть в шкуру» героя. Он рассказывает просто, без хвастовства. Стихии и божественные существа – это его будни, а не персонажи сказок и легенд. Писатель мастерски воплощает мышление Зевса и его сородичей, не знающих понятия первородного греха, кровосмешения и т.д. Зевс – это полноценный образ, почти реальный исторический персонаж, а не маска.

«Дневники Зевса» – это ещё одна ипостась дрюоновского творчества, достойная не меньшего внимания и признания, чем «Проклятые короли» и «Сильные мира сего».

Михаил Бару. Один человек

CheBuk, Гаятри/Livebook, 2008 г., 400 с.

Вслед за предыдущей книгой, сборник «Один человек» хочется назвать дневником, хотя это, пожалуй, все-таки неверно. Михаил Бару, как говорит предисловие, - уникальный автор. Начиналось его творчество с коротких афоризмов, затем разрослось до заметок в один абзац, а после – и в более крупные формы.

И правда, все тексты, вошедшие в произведения сборника, не имею единого сюжета, кажется, что написаны они исключительно под впечатлением увиденного.

Каждая заметка имеет свою тему, информация излагается от первого лица, может начинаться издалека или «с места в карьер». Каждая подборка записей отличается от предыдущей: это и дорожные записки, «мысли вслух», афоризмы. География «Одного человека» также широка – от США до российской глубинки. И все же вы никогда не скажете, что сборники эти принадлежат перу разных людей. Михаил Бару из вороха мыслей собирает единый текст, организуя сквозную идею, разбавляя ключевыми образами.

Стиль заметок легок и приятен, отчасти напоминая монологи М. Задорнова, но лишь отчасти - в прозе Бару нет напора, надрыва, голимой социальности. Бару пишет лирический текст, его упреки смягчены до пределы, подслащены доброй иронией. За этими текстами встает образ автора – обаятельного человека, готового поделиться оптимизмом со всем миром. Он не хочет растрогать читателя, выжать из него слезу, но и рассмешить его любой ценой тоже не хочет. Смех, улыбка – это нечто желаемое, но необязательное, юмор М. Бару (не избавленный от еврейских мотивов – куда ж от них деться) слишком тонок, чтобы хохотать от него до упаду.

Несмотря на небольшой объем книги, читается она не за один вечер – и это показатель качества написанного. Чтобы осознать, прочувствовать каждую изложенную мысль, принять участие в словесной игре нескольких часов не достаточно. К тому же совсем скоро вы захотите к ней вернуться, чтобы выписать и процитировать полюбившийся афоризм.