Наталья Бочкарева

Роман с кровью

Как правило, статьи о «вампирской литературе» начинаются с обширного экскурса в историю жанра и его эволюцию от страшилок о кровососущей гадине до любовных романов, где вампир выступает отнюдь не в роли пушечного мяса дл удачливого главного героя, на котором можно продемонстрировать удаль молодецкую, а в качестве полноценного участника любовной коллизии.

На самом деле, роль героя-любовника вампир начал робко примерять уже давно, но только сейчас, отбросив стеснение и стыд, вампир перестал скрывать свою неземную страсть к невинным живым мамзелям. С чего бы это?

Разбираться в истоках «лав сториз» о вампирах можно долго и кропотливо, так что перейдем к практике.

Разнообразие любовных романов об упырях на магазинных полках впечатляет: выбор представленных образцов удовлетворяет читателя любого возраста, но мы решительно сдвинем в сторону томики с многозначительными названиями а-ля «Дети ночи» и остановим взор на тех книгах, имена чьих авторов уже давно прогремели в литературном мире – это Лорел Гамильтон и Стефани Майер. И выбор этот не случаен.

Цикл Гамильтон об Аните Блейк приближается к круглой дате – второй десяток томов на исходе. И, по всеобщему признанию, это успешнейший порнографический роман о кровососах.

Начинается серия «за здравие». Автор берет затертый сюжет бойцов с нелюдьми, смягчает образы ликвидаторов до контролирующего органа – полиции, добавляет чуток злободневности (борьба вампов и оборотней за свои права в обществе) и на фоне этого разворачивает любовный рассказ.

Понимая, что на одной политике и метаниях героини не выедешь, Гамильтон щедро сдабривает текст фансервисом. Первая ласточка – вампирский ночной клуб. Складывается впечатление, что автор посетила на своем веку не так уж много закрытых заведений и слегка переборщила с эпатажем.

Но постепенно фансервис перестал быть фансервисом, а превратился в основную сюжетную линию. Десятки страниц уходят на описание туалета Аниты перед посещением ресторана, ещё больше занимает очередная вампирская вечеринка. С целью добавить драматизм автор делает упор на иерархическую систему вампирской диаспоры. Разумеется, Анита не может обойти вниманием подчиненных своего возлюбленного: кто-то из них слишком брутален, чтобы быть оставленным в покое, кто-то играет роль несчастного и обиженного судьбой и собратьями, а кто-то просто «лялька». Параллельно с этим Анита продолжает иметь «сложные отношения» с врагом дорогого сердцу упыря и даже участвует в совместных оргиях.

Чтобы удержать внимание читателя, Гамильтон придумывает оригинальный ход: где-то в середине цикла Анита становится «жертвой» магии, в результате чего к её жизненно важным потребностям прибавляется ещё и необходимость в интимном общении каждые 12 часов. Но, к счастью, мисс Блейк окружают заботливые друзья, и возлюбленный героини быстренько собирает отряд крепких, статных, выносливых молодцев, обязанных ежесекундно находиться подле объекта всеобщего обожания. Занавес.

Если откинуть в сторону эротические беснования автора, легко вычленяется основная идея: любовный треугольник – вампир- девушка с необычными способностями-оборотень и куча второстепенных персонажей.

Думаю, читатель без труда угадает эту схему в цикле романов С. Майер. Разница лишь в том, что если Гамильтон писала для «взрослых девочек», Майер адаптировала идею для юного поколения.

Итак, ещё один образец вампирского любовного романа, превзошедший по популярности даже циклы об Аните Блейк и вампире Лестате, – эпопея «Сумерки» С. Майер.

Нисколько не смущаясь, писательница эксплуатирует сюжетные ходы, которые до неё использовала Гамильтон, в частности, любовный треугольник с участием почти простой американской девушки, красавчика-вампира и рубахи-парня оборотня.

Чтобы избежать обвинений в плагиате, Майер снижает возраст героев, превращая их в школьников (Эдвард Каллен вообще, кроме роли перманентного школьника, иных образов не знает), и делает реверанс в сторону расовой терпимости – оборотень Джейкоб по совместительству ещё и представитель коренного населения Америку.

Однако при таких условиях задачи написать «клубничное» чтиво в духе похождений мисс Блейк трудновато, а то и вовсе можно всхлопотать за пропаганду педофилии. И Майер решила ориентироваться на другую аудитория – юных дев, для которых венцом романтических отношений являются поцелуи украдкой у подъезда. И правда, после приземленной истории Аниты рассказ о Белле Свон и её поклонниках выглядит даже излишне целомудренным.

Начинается все как в заурядном голливудском фильме: в школу приезжает девушка, видит красивого парня и начинает тихо вожделеть его. Как бы поступила Анита на её месте? Если верить многостраничным описаниям Гамильтон, при виде потенциального партнера борец с преступной нежитью бесхитростно склонялась/склоняла к интиму. Но Белла и Эдвард ведут себя аки монахи, а Эдвард блюдет репутацию столетнего девственника.

На первых порах всех все устраивает, но постепенно Белла начинает стервозить и требовать. Чтобы конфликт выглядел посерьезней, писательница заставляет вампира «ломаться», и Майер, при всех попытках написать целомудренный роман, не удается скрыть феминистскую «истину»: в любых отношениях доминирует женщина.

Анита заводит себе гарем, Белла ограничивается двумя поклонниками и регулярными набегами на «крепость» Эдварда. Анита в вампирской общине давно за «старшую» и регулярно защищает любимого от гнева старейшин, конкурентов и т.п. Белле приходится спасать своего вампира от депрессий и попыток суицида. Анита обладает силой немереной, а Белле предстоит стать матерью очередного избранного. Перечень можно продолжать.

Мы поговорили о двух образцах любовного романа о вампирах. Сюжет, как выяснилось, не поражает большими расхождениями. Однако форма изложения разводит циклы по разным лагерям, определяя для каждого свою читательскую аудиторию, тем самым подтверждая почти что универсальность жанра.

Обсуждаем на форуме