Мартовские коты. Составитель Марта Кетро

АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2009 г., 192 с.

Межавторская анотология – вещь в последнее время популярная. Собирающая разношерстную компанию в единый текст тема может быть совершенно иной. Это может быть и расплывчатая «Русская фантастика», и более специальная «Вампиры», «Зомби» и т.д. Однако писать и читать, как выяснилось, можно не только о хладнокровных тварях, но и о братьях наших меньших, изобретательных не меньше, чем создания любого фантаста.

Взяв за основу этот постулат, Марта Кетро, уже зарекомендовавший себя составитель серии «Автор ЖЖот» (книги в этой серии составлены из рассказов членов Живого Журнала), представила на суд публики очередной сборник.

Книжка получилась разноплановой – и не только потому, что в кошачью компанию затесались ещё и хомяки с собаками.

Герои рассказов «Гадина» Глории Му, «Мостопоезд» Евгении Добровой и «День медика» Ульи новы носят оттенок семейных преданий, исторических зарисовок. Коты в них являются не героями, а, скорее, символами эпохи, напоминающими о чем-то значимом. В семьях повествователей они оказываются случайно, и ценность их осознается ос временем.

В рассказах Сергея Малеванного «Проката. Миня зовут Турецкий» и Юлии гордеевой «Коты в кармане»авторы пытаются влезть в кошачью шкуру и увидеть мир таким, каким его видят усатые-полосатые. Пожалуй, максимального перевоплощения добивается Малеванный, говорящий от лица Турецкого, на редкость любвеобильного и философски настроенного кота, который умеет сам творить мир – а кому как не «божьим рукавичкам», по выражению Марты Кетро, это делать?

Два рассказа в сборнике посвящены извечным соперникам мурчащих – собакам. Здесь, надо признаться, не далеко ушли от традиции. В рассказе «Львиное сердце» глории Му и «Истории про Джубу» Юлии Рублевой собаки человеколюбивы, просты как три рубля и чуточку неряшливы. Драматизм же обеспечен концовками произведений.

Сборники ЖЖ-авторов – шкатулка Пандоры. Большой труд выбрать из тысяч графоманских записей нечто действительно содержательное, литературное. Посему ставим Марте Кетро «пятерку», устраиваемся на диване с любимым котом вместо грелки и принимаемся за чтение.

Артур Шигапов. Чернобыль, Припять, далее Нигде…

Эксмо, 2010 г., 272 с.

Пожалуй, это самый необычный путеводитель, попадавшийся мне в руки. Броско озаглавленный «Реальный мир сталкеров», он, кажется, напрашивается в коллекцию любителей игры S.T.A.L.K.E.R. и ей подобных. Первая мысль – жаль, что о таких вещах вспоминают только на волне популярности постапокалиптической тематики. С другой стороны, хотя бы таким способом молодой (да и не только) читатель может узнать о событиях 24-летней давности и их последствиях – как ни печально, но подавляющее большинство сегодняшнего общества знает лишь, что «там произошло что-то большое и страшное».

Однако первое впечатление бывает обманчивым – книга представляет нечто иное, нежели рассказ о чернобыльских страшилках. Так что всех, кто ожидает откровений, что да, по улицам Припяти разгуливают мутанты, придется разочаровать.

Открывает книгу вступление, в котором автор, как в настоящей научной работе, излагает свои цели и план. Начинается путеводитель с рассказа о том, что, собственно, произошло 25 апреля 1986 года на 4 энергоблоке ЧАЭС. Мемуаров об этом дне написано немало, и Шигапов сумел составить на основе богатого материала хорошую компиляцию фактов. Этот краткий пересказ, в котором эмоций ровно столько, сколько нужно, настраивает читателя на нужный лад. Вторая глава, посвященная описанию основных принципов радиоактивного воздействия, закрепляет эффект первой, будучи интересной даже тем, кто с физикой «в контрах».

Ну вот, экскурс в теорию закончен – начинается практика. Перво-наперво автор излагает пути и методы попадания в Зонгу отчуждения вплоть до расписания маршруток. А это, как выясняется, вовсе несложно: достаточно иметь 400 у.е. и терпение для прохождения бюрократической волокиты. Туристический бизнес в Чернобыле давно налажен: маршруты проложены, декорации подготовлены, группы набираются «на ура» - число экстремалов и романтиков растет как опята после дождя. Трудно представить психологическое состояние человека, по собственной воле оказавшегося в месте, где дозиметр показывает цифры, поражающие воображение. Однако автор путеводителя усмиряет свое волнение, и его «что вижу, то и пишу» превращается в увлекательный текст. Повествование настолько живо, что кажется, будто сам видишь заросшие улицы города, поднимаешься по ступенькам заброшенной высотки. Завершается композиция фотографиями с экскурсии.

Шигапов идет дальше авторов других путеводителей. Он не только делится своими впечатлениями, но и помогает будущему сталкеру реальными советами в разработке маршрута. . приведены адреса и расценки гостиниц и заведений общепита. Польза от этого туристу велика, так что простим нашему экскурсоводу невольную рекламу.

Полдводя итоги, развеем оставшиеся сомнения: несмотря на многочисленные обращения, книга написана далеко не только для сталкеров. Мне, человеку, ни разу не игравшему в эту культовую игру, путеводитель был интересен. «Чернобыль, Припять, далее Нигде…», помимо добротного текста, - попытка показать оборотную сторону фантастики. На фоне романтизации постапокалиптического мира книга выглядит достойным оппонентом засилию героев в противогазах.

Екатерина Бурова