Екатерина Бурова

На всех парах

Фэнтези и фантастика давно перестали быть обителью исключительно эльфов, гномов и инопланетян, и сейчас к классическому эпику обращаются либо новички, либо маститые авторы. И все-таки фантастика и фэнтези, чья притягательность, помимо всего прочего, - в умении перенести читателя в альтернативный мир, и постепенно пасторальные и космические пейзажи сменились если не более знакомыми, то более реалистичными.

Луки, мечи и арбалеты эволюционировали в револьверы и пушки, хирды гномов – танками, замки – промышленными городами, эльфы и хоббиты стали рабочими и джентльменами, а темные маги превратились в безумных ученых и гениальных преступников. Имя всем этим переменам – стимпанк (от англ. Steam - пар).

Название этого направления почти что неологизм – впервые оно прозвучало в 1987 г. Со страниц журнала Locus как пародия на популярный в то время киберпанк. Корпорации и компьютерные технологии перекочевали в 19 век, заменившись соответствующими реалиями. Приукрасилось все это атмосферой нуара, и пародия превратилась в самостоятельное направление.

Теория стимпанка держится на трех китах: пар (двигатели, машины, и шире – техника, изобретения), панк (акцент на темные качества человеческой природы, интриги, разврат), викторианская эпоха (урбанистический пейзаж, кринолины и цилиндры). Иногда авторы даже ограничивались только третьим пунктом – внешним антуражем Британской Империи. Однако стимпанк – это не только нуар и пессимизм – это ещё и очарование научных открытий, эстетика «старой доброй Англии», хорошо знакомая по Конан Дойлю, Стивенсону и др., и многие другие элементы.

Главнейшее из искусств…

Наиболее наглядное представление о стимпанке можно получить, конечно же, с помощью кино, ведь эстетика этого направления – приглушенные тона, темный колорит, гиперчувственность – невероятно привлекает зрителя. Самые яркие представители киностимпанка – фильмы последних лет «Лига выдающихся джентльменов», «Ван Хельсинг», «Золотой компас» и некоторые др. «Лига…» (хоть и провалившаяся в прокате) и «Ван Хельсинг» сделали ставку на использование самых известных героев викторианской эпохи: в картинах «засветились» Ван Хельсинг с Дракулой и Миной Гаркер, Капитан Немо, Алан Квотермейн профессор Мориарти и Дориан Грей. Не обходится, конечно, без интриг, грязной политики и почти гениального зла (вы же не скажете, что господин Дракула, проводящий масштабные генетические опыты во имя своего потомства туп как пробка?). Спектр технических устройств радует глаз: и скоростная подводная лодка, и экспериментальная лаборатория в Риме, и много чего ещё – вот истинное воплощение паропанковской эстетики.


Герои стимпанка:

демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы разряда Шерлока Холмса, агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы (часто обедневшие), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа)

Совсем иначе выглядит «Золотой компас» - экранизация первого романа Ф. Пулмана из трилогии «Темные начала». Это не мрачный боевик, а фильм для и про детей. Внешние признаки воплощены прекрасно – и дирижабли, и наряды, однако в полотно добавляются разумные медведи, воздушные пираты и летающие ведьмы. Более светлый, сказочный вариант парового мира.

Отдельно следует упомянуть японскую анимацию. Стимпанк в Стране восходящего солнца особенно популярен, действует даже общественное движение, известное как «неовикторианство», в котором объединены интерес к эстетическим принципам викторианской Англии и современным технологиям. Разумеется, стимпанк получил развитие и в аниме – достаточно упомянуть такие известные сериалы, как «Стальной алхимик», «Ходячий замок Хаула», «Изгнанник» и др. Напрямую связано с Британией действие аниме «Хеллсинг»и «Код Гиасс»

Однако вернемся к истокам – литературе, но не в 1987 г., когда Блэйлок и Джетер впервые произнесли интересующий нас термин, а во времена более ранние.

Вестники стимпанка

Предтечами стимпанка можно называть Жюля Верна («20 000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней»), оказавшего влияние как на стилистику, так и на идеи наших современников. В одном ряду с ним Герберт Уэллс, Артур Конан Дойль, Эдгар По. Надо признать, что наследие авторов конца 19 – начала 20 вв. не превратилось в неприкосновенный памятник, но послужило основой для писателей более позднего периода. Так, прекрасными стилизациями под литературу рубежа веков стали такие произведения, как «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Ночь морлока» Кевина Джетера, «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура» и «Моралист» Гарри Гаррисона.

Этот экскурс лишь подтверждает: ничто не возникает на пустом месте, и «пародия» явилась лишь признанием уже неплохо знакомого направления.

Диспут в Locus послужил толчком к развитию, и сегодня можно с уверенностью говорить о существовании теории стимпанка, успешно реализованной во всех сферах творчества. Об успешном развитии говорит то, что «рамки дозволенного» для авторов существенно раздвинулись, и в настоящее время можно говорить об альтернативно-исторической и фэнтезийной разновидностях паропанка.

К первой относится манифест стимпанка, произведение, превратившее шутку в образец, - «Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга.

Произведение представляет собой симбиоз альтернативной истории (действие романа переносит нас в мир, который бы возник, будь компьютер изобретен в начале 19 века) и классического английского романа (детектив, социальный подтекст). Примеры находок - лорд Байрон в роли премьер-министра, поэт Кольридж, превратившийся в мессию новой религии, Шелли, нашедший себя в революции и т.д. Девиз «Правь, Британия!» воплотился здесь в полной мере, и может быть, поэтому в России книга не приобрела особой популярности – Российская империя, по Стерлингу и Гибсону, потерпела сокрушительное поражение в Крымской войне.

Свежий пример альтернативно-исторического стимпанка – дебютный роман Гордона Далквиста «Стеклянные книги пожирателей снов» (о нем можно прочитать в рубрике Выбор редакции – Советуем прочесть).

Не менее популярна и другая отрасль паропанка – фэнтезийная. Действие переносится в совершенно другие, вымышленные миры, в которых технические достижения живут бок о бок с магией, а компанию людям составляют эльфы, гномы и далее по списку.

Пример фэнтезийного стимпанка – роман Майкла Суэнвика «Дочь железного дракона». Здесь присутствуют все приметы: заводы, на которых собирают паровых драконов, социальная расслоенность, демонстрация самых грязных сторон жизни. Этот постиндустриальный мир населен, однако, троллями, ведьмами, эльфами – высшей расой и другими существами, прогресс уживается с магией. Но, пожалуй, самая главная ценность романа – философский и психологический подтекст, который разом поднимает планку произведения, отделяя книгу от товарок, написанных для потехи и на злобу дня. Первое впечатление от книги Суэнвика – роман взросления. Вот героиня Джейн – маленькая девочка, трудящаяся на заводе и воплощающая любимый идеал Диккенса, вот она подросток, коллега Гарри Поттера, а вот взрослая девушка, лишившаяся детской непосредственности. В единое полотно эти истории превращают сквозные образы-символы, подаренные нам мифологией. Так, Джейн похищают из семьи эльфы, а на жизненном пути она постоянно пересекается с Богиней, олицетворяющей фатализм, с Тетигистусом, мальчиком-Иглой, символизирующим жертву во имя любви и т.д. Используя антураж стимпанка, Суэнвик берется за сложные вопросы, и роман получается мрачным, где-то отталкивающим, но, без сомнения, достойные.

Другой представитель фэнтезийного стимпанка, удерживающий звание лидера последние годы, - Чайна Мьевиль. Его романы «Вокзал потерянных снов» и «Шрам» создают особое пространство – город Нью-Корбюзон, пропитанный почти стимпанковским духом XIX века, где вместе с киборгами, наукой и магией, уживается множество тщательно прорисованных рас — люди, крылатые гаруды, мутанты и полукровки.


«Коллеги» стимпанка:

Стоунпанк моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века.

Сандалпанк изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне.

Клокпанк вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко.

Дизельпанк описывает технологический мир уровня 20-50-х гг XX века.

Отечественный паровоз

На русской почве больше откликов нашел, как нетрудно догадаться, фэнтезийный стимпанк. Первая ласточка – совместная работа Ника Перумова и Сергея Лукьяненко «Не время для драконов». Сюжет не слишком оригинален – попаданец из нашего мира в альтернативной реальности становится избранным. Главная заслуга авторов – образ Срединного мира, от которого невозможно оторваться. Здесь и интриги магов, и таинственное зло, а рядом с ними – паровозы, не самые отсталые технологии и научные достижения.

Элементы стимпанка отыскиваются и в трилогии Евгения и Любови лукиных, где он смешивается со стоун-, клок- и дизельпанком, и дилогии «Искатели неба» Сергея Лукьяненко, а одним из самых популярных фэнтези-романов 2009 года стал эксплуатирующий паровые технологии «Пересмешник» Алексея Пехова (рецензия в ближайшем номере).

За 20 лет существования стимпанк обзавелся массой последователей и поклонников, что объясняется универсальностью направления: оно заинтересует и любителей истории, и фэнтези, и научных трактатов. Разумеется, в этой статье удалось создать лишь конспективное представление, назвать знаковые произведения, однако благодаря им можно сделать и самостоятельные шаги, а затем и продолжить путешествие в мир дирижаблей, паровых двигателей и невероятных открытий.

Обсуждаем на форуме