Наталья Бочкарева

Портрет в шкафу

Сознаюсь – причиной посмотреть новую экранизацию бессмертного творения О. Уайльда стало не красавчик Бена Барнс (он же принц Каспиан из «Хроник Нарнии») на плакате, не первоисточник, а наличие Колина Ферта в актерском составе.

Впрочем, это замечание отражает, скорее, пристрастия автора рецензии, нежели реальное мнение о фильме. Начинается картина сценой убийства и заметания следов, но, по канону, начавшийся было детектив преобразовался в мелодраму: зарисовки а-ля сирота в большом городе и трудное детство сменяют друг друга. Однако свалившееся наследство, казалось бы, должно навеки оградить юного Дориана от реалий прежней жизни, ан нет – богатство и соблазн неразделимы. И перевоплотившийся в томного красавца конца 19 в. Грей перед этим соблазном устоять, конечно, не может.

Начинается взрослая жизнь довольно невинно: позирование известному художнику, благотворительные вечера, покровительство матрон… но тут на жизненном пути зеленого юнца появляется прожженный лорд Генри Уоттон. Люцифер из него выходит отменный.

Он со знанием дела внушает подопечному основы юношеского максимализма, учит пить, курить, посещать злачные места, где Дориан, кстати, знакомится со своей первой возлюбленной, чистой и невинной актрисой Сибиллой Вэйн.

Признаемся: в фильме любовная коллизия выстроена более логично и реалистично, чем в книге. Одурманенный первой любовью, Дориан рвется под венец, и «на помощь» к нему приходит незаменимый лорд Генри. Уайльдовские объяснения разрыва Грея и Сибиллы вполне в духе времени: она проваливается как актриса и чуткий театрал Дориан просто не может связать себя с бездарностью. То же, что он раздумал жениться после оргии в борделе, более правдоподобно, к сожалению.

Режиссер закрывает главу «Испытание любовью» и переходит к более зрелищной части – похождениям Грея. Однако до превращения второй части фильма в порнографию не доходит – создатели фильма умело вплетают в сюжетное полотно комедийные и хоррорные нотки. Сцена соблазнения матери и дочери на балу характеризует, скорее дам, нежели растлителя, а мотив нетрадиционных отношений возникает столь неожиданно, что провоцирует нервные смешки.

Мистическая линия связана, конечно, с портретом. Съемочной группе, очевидно, показалось недостаточным показать возрастные изменения портрета, для большей наглядности стареющее изображение рычит, сотрясает раму и мешает спать по ночам.

Как результат паранойи – непрерывные «пробы» портрета на «прочность» - что он способен выдержать – и убийство друга и покровителя, художника Бэзила Холлуорда.

Следуй создатели фильма оригиналу, здесь-то и должна была наступить развязка, но они ориентируются в первую очередь на современного зрителя, которому такой финал покажется «оборванным». Поэтому Дориан исчезает и возвращается через 20 с лишним лет – такой же молодой и красивый. И ради чего, вы думали? Ради романа с дочкой генри Уоттона. Последний из харизматичного циника переквалифицировался в ревнивого отца-моралиста. Как водится, тут-то и поджидает Дориана капкан – истинная любовь, ради которой горы сворачивают и собой жертвуют.

Не знаю как вам, а мне в метаморфозу Грея верится с трудом – ну не может человек, 30 лет своей жизни посвятивший разврату, за неделю превратиться в романтика и агнца. Хотя, конечно, любовь – это лучшее кинематографическое решение проблемы Дориана Грея.

Однако, несмотря на мелодраматическую концовку, качество фильма сомнению не подлежит. Бену Барнсу удалась роль многоликого Дориана Грея: и невинного мальчика, и демона-искусителя, и невротика, и жертвы. Другая заслуга режиссера – передача духа эпохи – обратной стороны викторианского ханжества и расцвета богемы. В целом свежий «Дориан Грей» прекрасный фильм, в котором нашлось место не только «обнаженке», но и серьезным вопросам, поставленным в книге-источнике.

Обсуждаем на форуме