Борис Левандовский. Бабай

АСТ, Астрель-СПб, 2008. 224 с.

Назар Левшиц, восьмилетний мальчик с живым воображением, вместе со своими родителями переезжает в новую квартиру. Теперь у него отдельная комната. Вот только первоначальная радость очень уж быстро сходит на "нет". Что-то нехорошее таится в квартире. А именно - под кроватью маленького Назара... Быть может, это всего лишь богатое воображение? А может - результат болезни? Ведь скоро по приезду мальчик серьёзно заболевает и даже попадает в больницу. А Бабай будет преследовать его и там...

Однако дальнейшие события показывают, что не только один Назар замечает нечто странное в новой квартире. Отец мальчика тоже чувствует что-то неладное... Быть может, он ещё не утратил частичку детства - именно ту, которая помогает всем нам победить Бабая? Но смогут ли Назар и его папа противостоять мифическому созданию? Ведь зачастую монстры живут не только в нашем воображении...

"Бабай" - роман молодого украинского писателя Бориса Левандовского. Книга была написана в 2002-ом году, однако свет увидела только в 2005-ом (на Украине она была издана "Зелёным псом"). А вот до России "Бабай" добрался только к концу 2008-го. Книга не большая и не кишит лишними подробностями, не убивает мозг пафосом. Проста и сюрреалистична, как мир глазами ребёнка.

Поговорим о + и – книги.

Плюсы:

1. Персонажи прописаны хорошо. В каждом мы узнаем члена своей семьи, без труда почувствуем себя в шкуре маленького Назара.

2. Дочитывая книгу, мы чувствуем, что и сами живём в этой жуткой "двушке".

3. Надо ещё отметить эпизод, где Назар находится в больнице. Это лучшие страницы книги! Константин Паршенко (критик одного сайта любителей ужасов) написал: "Нереально тяжёлая и жуткая атмосфера больничного корпуса и палаты, где даже обычные выдвижные ящики в тумбочках нагоняют дрожь - это что-то! Отдельное спасибо автору за это!"

Минусы:

1. Папа у мальчика шаблонный. Да, хорошо прописанный, понятный персонаж, все действия коего понятны и без ложки об лоб. Но он тааак напоминает обыкновенного гротескного главу семьи из американских ужастиков ака "бэтмэн", сверхчувствительного человека.

2. Мне не понравилось оформление, но на форумах все хвалят его. Иллюстрации в книге сделаны наподобие рисунков к детским книжкам. Я, конечно, понимаю, что это "как бы стиль", который «как бы намекает», но нет. Не моё.

3. Если вы уже совершеннолетний, переживший все тяготы взрослой жизни человек, то... Для вас эта книга будет приятной сказкой на ночь, воспоминаниями о "зелёных гномиках", "пиковых дамах" и прочих снусмумриках. Может, прочти я её в 12 лет, боялась бы выйти в туалет ночью + всякие побочные эффекты. Но мой бабай умер уже давно…

Несмотря на это книга производит впечатление. Глаз у вас дёргаться будет точно, вот так

TeRanIka

Марина и Сергей Дяченко. Медный король.

Эксмо, 2008.

Один из самых популярных сюжетов произведений фэнтези (и не только) – взросление. Действительно, герой, показанный в расцвете лет, уже состоявшийся, менее убедителен, чем будущий спаситель (или разрушитель, нужное подчеркнуть) мира, чье становление читатель наблюдает с момента зачатия или, на худой конец, первых шагов.

Не побрезговали этим сценарием и супруги Дяченко, выведя на сцену героя мальчика-раба, да ещё и нечеловеческой, презираемой расы (все основания для комплексов налицо). Однако мальчонка оказался покрепче и не сгинул среди себе подобных. Получив случайным образом заклинание на исполнение любого желания, бывший раб становится заложником собственных потребностей: чем больше заплатишь, тем глобальней исполненная мечта. Одно плохо - скоро игра с медным королем превращается в нечто сродни наркотической зависимости.

Удивительное дело: фабула не блещет, в общем-то, оригинальностью – был раб, стал воин, кончил властелином; идея о завышенных требованиях тоже не нова – её поднимал ещё Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке». И тем не менее книга читается запоем, а главное, уверенно занимает нишу в памяти. Пожалуй, разгадка этого явления в подходе авторского дуэта к созданию текстов. «Медный король» не спешит присоединиться к когорте романов об очередном Избранном, где во главу угла ставится желание показать, насколько крут любимец судьбы. Внутренний мир такого героя тоже эволюционирует (за редким исключением) мало.

Иное дело наш полугекса. Изменения личности героя поражает: от талантливого, но запуганного писца он делает шаг к умелому полководцу. Меняются и его внутренние стремления – это уже не просто жажда власти и мести, но отчаянное желание справиться с собственным эмоциональным голодом и вырваться из капкана Медного короля.

Книга Дяченко – о пагубной страсти, о неумелых попытках играть с судьбой. Тем, кто уже знаком с романами харьковского дуэта, книга понравится своим реализмом и недосказанностью, тем же, для кого этот роман стал первым в библиографии Дяченко, предстоит пройти путь от недоумения и протеста (разве это классическая добротная фэнтези?!) до необходимости добраться-таки до дна этого неоднозначного произведения.

Екатерина Бурова