Су Тун. Последний император

АСТ, Астрель-СПб, 2008 г. 288 с.

История средневекового Китая – редкий гость книжных страниц. В нашей стране, во всяком случае. Книга Су Туна – реальная возможность наверстать упущенное. Правда, в «Последнем императоре» местом действия выведен не Китай, а империя Се – но это лишь собирательный образ, ибо раннего китайского средневековья здесь предостаточно.

Главынй герой – подросток – в результате дворцовых интриг становится властителем огромного государства – явление нередкое для истории азиатских империй. Но, как водится, ничего хорошего из этого не вышло. Мальчик, избалованный нежданно-негаданно свалившимся счастьем, обзленный тем, что за него все решают родственники, лишенный морально-этического воспитания, не умеет управлять ни страной и даже со своей жизнью разобраться не в силах.

Он слабоволен и не имеет представления, как распорядиться своей силой. Он равнодушен к окружающим людям и порой беспричинно жесток – ему ничего не стоит приказать вырвать языки женщинам, донимающим его своими слезами, но при этом он не может – и не хочет - защитить от унижений свою мать; способен пытать одного брата, но бежит от старшего.

Казалось бы, любовь должна облагородить и заставить возмужать такого человека, но и для своей возлюбленной он не стена и не опора.

Не стоит думать, что Дуаньбай уникален в своей отрицательности – это среднестатистический феодальный правитель, чья деятельность лишена каких-либо масштабов. Подтверждает это, кроме поступков, и его речь (повествование ведется от первого лица): безликое, лишенное эмоций. Что интересно, стиль повествования не меняется от начала, где герою только 14, до конца, когда он принимает монашеский сан.

Книгу эту нельзя причислить к развлекательному чтиву. Ценность романа в другом – смешении черно и белого, глубине событий и почти полной их безоценочности. На сцену выводится не исключительный герой – злодей или благодетель, – но самый обыкновенный бесталанный император, коими история богата, но литература не любит делать своими героями.

Ихара Сайкаку. Пять женщин, предавшихся любви

Эксмо, 2008. 544 с.

Ихара Сайкаку считают лучшим сатириком своего времени. И это справедливо: читая его произведения, волей-неволей вспоминает новеллистов европейского Ренессанса. Рассказы Сайкаку, ставшего весьма популярным ещё при жизни, значительно отличаются от текстов предшественников. Герои у Сайкаку – не святые, не самураи, а самые обычные люди, и не лучших моральных качеств. Это лжецы, пройдохи, жрицы любви… В качестве сюжетов писатель берет не фабулы из японской истории или легендарных сказаний, а сцены из жизни.

Цикл рассказов «Пять женщин, предавшихся любви» повествует о судьбе простых женщин, прошедших либо через неудачный брак, либо через адюльтер. Язык повествования – живой и незамысловатый – увлекает, заставляя то сопереживать героям, то дивиться смелости и изобретательности. Сайкаку затрагивает щекотливую тему – свободу женщины в выборе возлюбленного. И это в век смертной казни за измену!

Героинями рассказов стали жена, сбежавшая от мужа со слугой, девушка, ради встречи с любимым устроившая пожар, молодая красавица, полюбившая отшельника, предпочитающего собственный пол женскому.

Не менее увлекательна «История любовных похождений одинокой женщины». Писатель столь виртуозно использует язык молодых кокеток, так легко и знаючи говорит о быте гейш всех рангов, что события бурной жизни героини воспринимаются как абсолютно реальные.

Также в книгу включены рассказы из сборников Сайкаку, на полненные не меньшим юмором и иронией.

Эту книгу стоит прочесть не только для того, чтобы познакомиться с замечательным автором, но и дабы убедиться, что ренессанс – явление не национальное (страны Европы), но общекультурное.

Кирилл Бенедиктов. Завещание ночи: Повелитель хрустального черепа

Популярная литература, 2008.

Держать в руках эту книгу – одно удовольствие: необычный формат, приятная рукам бумага. Правда, из-за мягкой обложки её будет сложновато пристроить в книжный шкаф и сохранить на века для потомков, и это наталкивает на размышление – а стоит ли? Скоро узнаем.

Листаем – справка об авторе. Тут нельзя не проникнуться уважением к писателю – столь велик свод полученных им за рубежом и в родной стороне знаний и послужной список. Из-под столь хорошо подготовленного пера непременно должно выйти нечто выдающееся, надеемся мы.

Несмотря на то что сам Бенедиктов отчаянно от этого открещивается, и заглавие, и обложка, и образ главного героя – все напоминает незабвенного Индиану Джонса (в частности последний фильм имени его).

Центральный персонаж – типаж в литературе, особенно в фэнтези и фантастике, очень популярный. Это вор, авантюрист, при необходимости – рубаха парень и Избранный. И обремененный при этом грузом самых разных знаний. С такой эрудицией прямая дорога в Оксфорд, преподавать.

Бывший студент истфака, а ныне коллекционер артефактов подрабатывает на жизнь освобождением более удачливых собирателей древностей от их сокровищ. Однажды, сунув нос куда не следует, он оказывается в очень щекотливом положении – должен спасать любимую, друга (так и норовящего наставить своему благодетелю рога) и мир от злобного исчадия древней расы. Отличный сюжет для блокбастера с намеком на психологическую драму.

Те читатели, которые ожидают от книги чего-то необычного – сюжета с неожиданными поворотами, глубоких и проработанных характеров – в книге скорее всего разочаруются. Зато как времяпровождение для скучного вечера книга вполне сгодится. В той же степени, что и любой приключенческий фильм made in Holliwood.