Наталья Бочкарева

Чисто японское убийство

Фильм Акиры Куросавы «Расемон» считают киношедевром, открывшим западному зрителю мир Японии. И немудрено – залогом успеха стала уникальная режиссерская работа и литературный источник. К слову, названием фильма послужило заглавие другого рассказа Акутагавы – и это символично.

На севере главной улицы в древней японской столице Киото стояли ворота Сузаку — парадный въезд в резиденцию императора. Расёмон — это ворота, стоявшие в южном конце главной улицы. Их размеры поражают— 32 метра в ширину и 8 метров в высоту. Архитектурный ансамбль имел дурную репутацию пристанища воров и разбойников и был далеко не безопасным местом. В Расемоне оставляли брошенных детей и трупы людей.

Начинается действие как раз в развалинах Расемона, где, скрываясь от грозы, собралась разношерстная компания: священник, лесоруб, бродяга. Завязкой сюжета становится разговор о происшествии, в котором лесоруб выступал свидетелем. Происшествие – под стать месту и беседующим – история темная, запутанная, загадка, не имеющая однозначного решения.

Завязка, на первый взгляд, проста: разбойник Тадземару повстречал в лесу самурая Такехиро и, пожелав завладеть его женой, убил его. Да и свидетели имеются. Однако не так легко продвигается расследование, ибо имеются аж четыре точки зрения на происходящее:

- история убийцы, рассказанная вызывающим тоном, где говорящий— всего лишь насильник и убийца, без колебаний всаживающий меч в грудь Такехиро. Однако,может, он пытается защитить женщину, выставляя себя главным виновником?

- история женщины, рассказанная в истерически-театральных тонах. Особенно показательна сцена, когда она, рассказывая, как убивала мужа, теряет сознания и затем падает перед судьёй, в наигранной скорби.

- история убитого, рассказ которого окрашен болью за собственную смерть и за позор, который он перенёс.

- история человека, прятавшегося и наблюдавшего за всем, что происходило, рассказ труса.

Допрос каждого из четырех превращается в мини-спектакль. Свидетель испытывает возмущение и страх, Тадземару кичится своим безумием, Масаго выставляет напоказ свой позор.

Кто из них лжет? Одному Будде известно. Зритель так и остается на растерзание догадкам. Основная мысль этого ребуса – в непредсказуемости человеческой природы, когда жертва и преступник меняются местами, и непонятны предпосылки поступков преступника: то ли он хвалится убийством и насилием, то ли защищает «сообщницу». Да и как жертва насилия себя ведет, оказавшись лицом к лицу с насильником? «Кто сильней, тому и буду принадлежать» - поведение, достойное жены самурая, не так ли?

Компания, собравшаяся в Расемоне – отличается ли она праведностью? Бродяга подвергает все, что слышит, сомнению и насмешке, лесоруб труслив, а священник – человек с, казалось бы, безупречной репутацией, запятнал себя воровством. Таким образом, напрашивается вопрос – а судьи кто? И остросюжетный триллер приобретает философский подтекст.

Однако финал – это утверждают все критики – позитивен и внушает мысль: «Не все потеряно». И расемонская компания обретает «сына полка», спасая которого, они как бы реабилитируют весь человеческий род в глазах зрителя.

Другое немаловажное достоинство фильма – изображение мира. Чего стоят величественные панорамы – моря, неба… природа становится ещё одним участником событий. Сопровождает эти монументальные картины удивительная музыка Фумио Хаясаки, увлекающая так же, как и само действие.

«Расемон» - фильм не на один раз. К нему обязательно захочется вернуться вновь, как и к рассказам Акутагавы, в надежде найти ту самую истину.

Это интересно:

Говорят, что в этом фильме впервые камера была направлена прямо на солнце, показывая его в движении сквозь листья. Режиссер сам какое-то время утверждал, что оператор фильма впервые использовал этот приём, хотя позже отказался от этого утверждения.

В сцене у ворот Расёмон, Куросава никак не мог добиться того, чтобы дождь был виден не только на переднем плане, но и в глубине, где он сливался с серыми декорациями. Поэтому в воду дождевых машин подмешали чернила, после чего дождь стал контрастен. Чернила можно увидеть в заключительном дубле: они попали на лицо уходящего лесоруба.

Для создания более глубокого образа одного из персонажей, Куросава сказал Тосиро Мифунэ, чтобы тот позаимствовал пластику своего героя из дикой природы, например, у льва. С тех пор Мифунэ исполнял практически ту же самую «львиную» роль ещё несколько раз, увековечив себя именно этой пластикой.

Обсуждаем на форуме