Даниэл Кальдер. Заблудившийся космонавт. Заметки антитуриста

Амфора, 2007. 352 с.

Говорят, что никто не напишет о народе и его традициях лучше, чем иностранец. Что ж, у нас есть возможность проверить это на примере «Заметок антитуриста» шотландского журналиста Даниэля Кальдера. В состав книги вошли 4 очерка - 4 истории о путешествиях, предваренные вступительным словом о смысле антитуризма. Для автора рецензии книга тем более любопытна, что, помимо Татарстана, Калмыки и Марий Эл, Кальдер посетил и родной для рецензента регион – Удмуртию.

Первая мысль, приходящая на ум, - что же он такое пишет, буржуй?! Вторая – отчаянным патриотам это лучше не читать. Третья и последующие – обидно, хоть и не без правдивости.

Обидно – потому, что напоминание о захолустности глубинки мелькает в каждой фразе, а персонажам вряд ли понравилось быть ежесекундно окунаемыми в лужу.

Поневоле оказываешься в неудобном положении: и отругать книгу нельзя – обвинят в предвзятости, и похвалить не хочется – самобичевание жалко. Поэтому бесстрастно посмотрим, как Кальдер раскатывает по столицам национальных республик, где в глаза журналисту упорно лезут развалюхи, маргиналы и исторические памятники с бурной и местами сомнительной историей, а «лакмусом» выступает степень схожести местных фаст-фудов с великим «Макдональдсом». К слову, ижевские заведении в этом плане обставили гиганта американской пищевой промышленности. Возрадуемся.

Кальдер при всей его высокоинтеллектуальности оставляет впечатление романтика-максималиста. То он грезит об азиатской роскоши дороссийской Казани – с дворцами, базарами, минаретами и атмосферой «Тысячи и одной ночи», то ищет загадочную марийскую душу, то порицает этнических удмуртов за отказ от подпольной борьбы с русскими захватчиками, то с пеной на губах клеймит Калашникова за антипацифистскую деятельность.

Словом, если вам действительно интересен взгляд на провинцию со стороны, почитайте «Заблудившегося космонавта». Кальдер специализируется на путешествиях по «пустым местам» на карте. Глядишь, и жители этого «ничего» что-нибудь новое о себе да и узнают. Главное, чтобы в антитуристов не превратились – в прямом смысле этого слова.

Чайна Мьевиль. Крысиный король

Эксмо, Домино, 2008. 416 с.

Музыка правит миром, но музыка эта от дьявола. Эту истину знали авторы средневековой легенды о Гаммельнском крысолове, знал это малыш Нильс, отправивший ораву крыс с помощью незатейливой мелодии в дальнее плаванье, знал это и Чайна Мьевиль, опора и надежа как мейнстрима, так и интеллектуальной фэнтези.

Мьевиль выбирает модный нынче путь, сплавляя в единый сюжет легенду о Гаммельнском крысолове, проблему отношений отцов и детей и оду современному городу. Задача не из легких, ибо «шаг влево, шаг вправо» - и текст превратится либо в заумное чтиво, либо в голимую мистику с неприкрытым религиозным акцентом. Мьевиль, однако, оправдывает звание самого многообещающего писателя Англии начала 20 века, и «Крысиный король» становится богатой на количество поводов для размышлений книгой.

Читателю предоставляется расширенная версия событий в Гаммельне, рассказанная от лица «противной стороны» - крыс, и возможность взглянуть в «человеческое» лицо крысолова, который на все руки мастер: и флейту аки катану использовать, и джангл сыграть, и девушек с пути праведного сводить.

Вторая линия – история превращения обычного парнишки Сола в принца крыс, а затем и в существо нового типа. Словом, типичный сюжет самоопределения, недвусмысленно намекающий, что гены и инстинкты гораздо сильнее воспитания и привычек.

Ну и третий сюжет – музыкальный. Неподготовленный читатель оказывается в водовороте клубных и музыкальных терминов, но неподдельная заинтересованность автора увлекает не меньше дьявольской флейты.

Книгу стоит прочесть не только поклонникам фантастики и мифологии, но и желающим познакомиться с молодежной субкультурой, а также творчеством восходящего светила английской литературы.